ВЗГЛЯД

«УЧИТЕЛЬ! СКАЖИ БРАТУ МОЕМУ»

Следует ли христианину судиться?

Трагедия на Кубани

Девятнадцатого октября был убит протоиерей Николай Меденцев – настоятель храма в городе Белореченске. Он из старых батюшек, ещё в семидесятые закончил семинарию, был на хорошем счету.

Что произошло?

Мнение следствия: убийство на бытовой почве. Убийца – Юрий Скрипалёв, в прошлом заместитель командира роты ППС, а после увольнения – заместитель казачьего атамана в Апшеронске. Но и эту должность ему пришлось оставить, устроившись охранником в супермаркете. Череда его неприятностей началась из-за конфликта с женой. Несколько лет они делили имущество. Доходило до кулаков, за что Скрипалёв получил год условно.

При чём тут отец Николай? Дело в том, что бывшая жена бывшего офицера ППС приходилась батюшке племянницей. На суде, где она одолела мужа, священник выступил в роли свидетеля, и его роль была во многом решающей. С точки зрения Скрипалёва, священник помог его ограбить. Это довело убийцу до бешенства. Никто не смеет грабить сотрудника патрульно-постовой службы, пусть даже бывшего!

Скрипалёв пришёл к священнику, чтобы найти какую-то свою правду. Разговора не получилось, и он, кстати бывший спецназовец, нанёс батюшке несколько сильных ударов и задушил. Потом погрузил тело в багажник машины, но, так как находился в невменяемом состоянии, далеко уехать не смог. Нарушив правила дорожного движения, он врезался в дерево. С места происшествия сбежал, однако найти его не составило труда.

Такая вот страшная история. Священников на Кубани не убивали со времён сталинских репрессий. Отец Николай Меденцев стал первым. Отзываются о нём в епархии с уважением. Говорят, что был ответственным человеком, мог прийти на богослужение заранее, часа за два, был опытен в богословских, духовных обсуждениях. Добра особого за долгую пастырскую службу не нажил и родственнице помогал безвозмездно – пожалел её с детьми. Но стоило ли ему вообще ввязываться в эту отвратительную историю с дележом автомобилей и прочего?

«пошёл и взял»

В связи с этим зададимся вопросом, как вообще нам, православным христианам, относиться ко всякого рода судам?

Недавно в Сыктывкар из Петербурга приезжал правозащитник Дмитрий Дубровский, руководитель некоммерческого объединения «Право знать». Меня поразили его рассуждения. Вот, например: «Все разговоры об особой ментальности россиян меня смущают. Наши государственные органы любят говорить о низкой правовой культуре, правовой грамотности населения. Это, может быть, и правда, но у меня есть пример, который я не могу объяснить. В Сан-Франциско самыми большими сутяжниками считаются граждане, приехавшие из бывшего Советского Союза. В ситуации, когда можно обойтись без суда, они будут судиться».

То есть, с одной стороны, Дубровский называет этих любителей судиться «сутяжниками, сумевшими превзойти даже американцев», что, казалось бы, невозможно. С другой – восхищается вдруг прорезавшейся у них «правовой культурой» и «правовой грамотностью».

Дальше в том же ключе, с нескрываемым оптимизмом:

«Как только люди увидят, что их сосед пошёл и просто взял, ситуация изменится. Это лавинообразный процесс».

«Пошёл и взял» – то есть отсудил. И верно, здесь колоссальные перспективы. Возьмём, к примеру, всякого рода затопления квартир соседями сверху. Сколько десятилетий мы решали такие вопросы по-свойски! А ведь грамотный адвокат поможет содрать столько, что пойдут наши соседи сверху по миру. Или мы пойдём, если сами окажемся соседями сверху. Тут ведь раз на раз не приходится.

Небольшая армия юристов вполне способна наполнить нашу жизнь страхом, ненавистью к ближним и дальним. Это первые признаки «правовой культуры». Вот уже много лет над этим работает наше ТВ: показывают множество передач, где люди без конца судятся. Отец Игнатий (Бакаев) однажды рассказал мне, как печально ему было оказаться в больнице среди женщин, которые смотрят эти передачи. Они не молятся, не каются, а напряжённо следят за медперсоналом. Ждут нарушений. Помню горечь в голосе одного районного судьи, когда она рассказывала, как изменились преступники за последние двадцать лет. Прежде раскаивались, сознавали, что натворили. Сейчас прячутся за адвокатами. Рост «правовой грамотности» налицо, но почему этим понятием так часто прикрывают бессовестность?

Кстати, нетрудно догадаться, почему наши граждане всё ещё стесняются судиться слишком энергично и отрываются потом за границей. У нас сутяжничество всё ещё не считается нормой, к счастью. Кстати, слово «сутяжник» использовалось прежде для обозначения истца. Но уже словарь Даля говорит о сутяжнике как о вздорном, неправедном истце, охотнике «до придирчивых тяжб, исков».

Во что это может вылиться, показывает пример Соединённых Штатов, где ежегодно судятся десятки миллионов человек, примерно каждая третья семья, а число юристов превзошло количество фермеров. Огромная масса этих процессов носит совершенно безумный характер. Например, жена может засудить мужа, представив фото их с ребёнком на пляже в качестве доказательства его педофилии. Несколько десятков тысяч человек обогатились, выиграв суды у торгово-промышленных компаний. В результате все компании начали закладывать потенциальные судебные издержки в стоимость товаров и продуктов. Каждая американская семья теряла на этом уже в 90-е в среднем около пяти тысяч долларов в год. С тех пор цены значительно выросли. Замечательный способ отравить друг другу существование.

«К стыду вашему говорю»

Между тем есть христиане, которые оправдывают сутяжничество исканием справедливости, желанием улучшить мир, который должен строго соблюдать законы. Но сколь строго сам такой человек соблюдает духовные законы? Например: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Или: «Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Если ты законник, так исполняй это неукоснительно, подавая другим пример. Если же ты не можешь исполнить законы своей веры, зачем лезешь наводить порядок в миру? Кто поверит в твою искренность?

Что говорит о сутяжничестве Церковь?


Н. К. Бодаревский. Суд над апостолом Павлом

У апостола Павла читаем:

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1 Кор. 6, 1).

Я не отрицаю необходимости судов и не исключаю полностью права обращения к ним. Мы помним, что и сам апостол Павел потребовал суда кесаря, когда его схватили без всякой вины. В связи с этим возникло мнение, что судиться можно с неверующими. Но подумаем, какой пример мы подаём им этим. Лишь когда все остальные возможности полностью исчерпаны и иного выхода просто нет, а обращение в суд – меньшее зло, тогда оно оправданно.

Нужно признать, что есть множество пограничных ситуаций. Известный священник протоиерей Алексий Уминский рассказал журналу «Нескучный сад» о ситуации, когда не хватает любви и терпения решать дело миром:

«Молодая семья после свадьбы стала жить в квартире у родственников жены. В маленькой квартире было прописано достаточно много людей, было тесно, но другого выхода для молодых не было. В итоге родственники, по-видимому, не согласные с квартирной теснотой, решили выселить семью из квартиры не очень достойным и к тому же абсолютно незаконным образом. Родственники просто выписали жену, которая была прописана в квартире, лишив её жилплощади. В итоге жена с мужем оказались на улице. Что им было делать? Естественно, отстаивать свои права через суд».

Правда, трудно представить, как, добившись своего, молодая семья вернётся обратно в квартиру. Разделить её из-за большого числа жильцов тоже не получится. Непросто священнику в такой ситуации дать благословение судиться или отказать в нём. О том, насколько это трудно, можно судить по такому случаю из земной жизни Спасителя:

«Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12, 13-14).

Протоиерей Леонид Царевский из Подмосковья привёл такой пример: «Я знаю одну женщину, которая объективно была более права в ситуации, при которой ей пришлось судиться, но именно она неожиданно и сильно заболела. И болезнь помогла ей уступить. Она смогла посмотреть на свою жизнь по-другому: зачем ей вообще всё это нужно, когда неизвестно, сколько ей ещё осталось жить? Но часто в ситуации человек не один, за ним стоит его семья, дети...»

Здесь мерилом, конечно, являются совесть, миролюбие и понимание, что Господь попускает подобное, чтобы испытать нас, пробудить совесть и молитвенный дух.

Владимир ГРИГОРЯН

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга