ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на евангельские чтения

Всё будет иначе...

17 декабря
Лк. 20, 27-44.

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрёт брат, имевший жену, и умрёт бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял её третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели её женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых. Ибо у Него все живы (27-38).

Посмертная участь человека определяется состоянием души по отношению к Богу, а не конкретно к мужу или жене... Сродничество душ реализуется через общее стремление ещё в земной жизни к Богу, который есть Любовь. Поэтому именно Бог, а не факт совместной жизни будет являться связующей силой, сближающей после смерти. Вот почему мы в Таинстве брака сугубо молимся о единодушии и единомыслии супругов в твёрдой вере. Не пытайтесь в бесплодном мудровании приложить к жизни Небесной земные свойства – там всё будет по-другому...

Протодиакон Сергий Шалберов

Нет среди нас никого, кто не потерял бы дорогого ему человека, и так часто нам кажется, что между нами и усопшими легла пропасть. Не чуем мы их присутствия, горюем мы о своём сиротстве и иногда – даже часто – делаем роковую ошибку, думая о них, о наших отношениях, о нашей любви только в прошлом: это когда-то было... Неправда! Это не только было, это сейчас есть. Бог не есть Бог мёртвых, Он – Бог живых, все живы для Него, все живы в Нём. И если между нами и любимыми, дорогими нами людьми лежала какая бы то ни было тень на земле, нам незачем видеть в ней непроходимую стену: это было прошлое; а теперь – они со Христом, теперь они познали и глубину и простор жизни, они многое поняли, что на земле оставалось им непонятно. Теперь мы можем к ним обратиться и сказать: ты ведь понимаешь, что я тебя любил, что я любила тебя, хоть не долюбил, хоть не долюбила. Дай мне прощение, дай мне мир, дай мне уверенную радость о том, что мы неразлучно, навсегда связаны Самим Богом нерасторжимой тайной жизни и любви...

Митрополит Антоний Сурожский

Причины отрицания духовных истин остаются неизменными и в настоящее время: грубо-животная, страстная жизнь, притупляющая духовное зрение и не позволяющая ему приникнуть за пределы земного горизонта, и неприятное чувство ответственности при допущении существования потустороннего мира. Человек, преданный страстям, всегда с готовностью примет аргументы, отрицающие загробную жизнь и связанные с ней воздаяния, ибо тогда ему легче грешить. Таковы общие причины неверия и отрицания духовной жизни, бессмертия и воскресения. Причины эти коренятся не в науке, на которую часто возводят несправедливый поклёп, а в самом человеке, в его греховности, страстности, вызывающих извращение ума…

Святитель Василий Кинешемский

Всё – от Господа

18 декабря
Мф. 11, 27-30.

Всё предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко (27-30).

Всех нас зовёт Христос Бог, чтобы спасти. Мы должны прийти ко Христу, обременённые тяжестью трудов и скорбей, но, скорее, бременем греховным. Все те приглашаются упокоиться во Христе, кто сознаёт свой грех как бремя, кто не только понимает зло собственного греха, но страдает от него в душе, как от самой тяжкой болезни…

Протоиерей Александр Шаргунов

Сколько удручённых нуждой, сколько беззащитных, голодных, несчастных больных, униженных и обиженных, страдающих от злобы сильных мира сего! Если собрать всех с тех пор, когда были сказаны эти изумительные слова, не хватило бы места на земле, чтобы стали все плечом к плечу. Покой, покой, которого так жаждут души несчастных, и не только несчастных, которого так жаждут души всех нас, этот покой обещает Он всем дать. «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Эти слова, может быть, удивят вас, вы спросите: как, Господи, говоришь Ты, что иго Твоё благо и бремя Твоё легко, когда Сам сказал, что путь к Царствию Божию ведёт чрез тесные врата, по узкому пути, когда Сам Ты сказал: в мире скорбни будете. А я скажу вам: да, да! Легко и чрезвычайно легко. Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Оказывается, если мы будем понимать, что всё дарованное нам – и скорби в том числе – даровано от Господа, то это будет очень легко переносить. Почему христиане первых веков или наши соотечественники первой половины ХХ века, испытывая страшнейшие гонения, были удивительно мужественны? Когда человек терпит страдания несправедливо, это вызывает обиду и ослабляет силы. Такие страдания человек может терпеть очень недолго. Если терпеть, не ропща, а сжимая зубы, сил расходуется меньше, но оставшихся надолго всё равно не хватает. А когда христианин понимает, что, терпя скорби, он сподобляется участи Христа, разделяет Его страдания, то осознаёт, что в этот момент Спаситель рядом, что Он даёт испытать часть того, что Сам испытал…

Архиепископ Игнатий, Петропавловский и Камчатский

Божье и человеческое

26 декабря
Мк. 8, 30-34.

И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сём открыто. Но Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (31-34).

Это проявление человеческого сочувствия, человеческой любви вдруг вызвало такие страшные слова: «Отойди от Меня, сатана!» Да, поистине, «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть», потому что сатана скрывается за всякой ложью, за всякой нашей духовной слепотой. И он – тут как тут, едва наше, человеческое, войдёт в противодействие с тем, что установлено Богом.

Протоиерей Вячеслав Резников

Как же это: почти одновременно обещает дать ему ключи Царства Небесного – и прогоняет от себя, назвав сатаной? Точно такие слова – «отойди от меня, сатана» – Он некогда обратил к диаволу во время искушений в пустыне, а теперь повторяет апостолу! Но Пётр, в отличие от искусителя, не должен был совсем оставить своего Учителя – он должен был ступать позади. Не указывать Ему, как поступать, а, напротив, следовать Его примеру. С тех пор эта ситуация повторялась не раз: верующие руководствовались в своём поведении не Его волей, но собственными чувствами, пусть даже вполне объяснимыми… И каждый раз в такой ситуации им следовало отнести к самим себе обжигающие слова Христа: «Отойди, враг! ступай следом за Мной, а не указывай Мне путь!»

Андрей Десницкий

Из человеческой жалости Пётр предлагал своему Учителю не что иное, как отвергнуть волю Божию. Часто и в нас голос человеческой жалости к самим себе и ложной жалости к людям затмевает то, что Божие. Ученик Христов в любых обстоятельствах жизни должен выбирать то, что Божие, а не рабски потакать своим страстям и требованиям мира сего. Это и есть тот самый крест, который Бог дарует каждому из Своих учеников, вставших на путь в Царствие Небесное.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга