ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Где свет?

26 января
Мф., 6, 12-17

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришёл и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (12-17).

Не верующие во Христа люди всех времён сидят во тьме. Они не ведают необходимых для спасения истин, а потому их жизнь исполнена нечестия и беззаконий. Они не знают истинного Бога, обоготворяя всякую бездушную тварь, свой ум, свои знания, самих себя. Они не знают происхождения и достоинства человека, не знают, каково назначение его в настоящей жизни и каково – в будущей, не знают и пути к достижению сего назначения. Такое состояние человека есть духовная тьма и тень смертная, ибо душа может просвещаться и жить только через познание истинного Бога и через приближение к Нему верою, надеждою и любовью.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Предавайтесь поучению Священного Писания, псалмов, святоотеческих текстов. С Божественной любовью предавайтесь чтению. Находите в словаре каждое слово и читайте, чтобы понять смысл. Свет Христов наполнит вашу душу. Таким образом осуществится то, о чём говорит евангелист Матфей: «…сидящим в стране и тени смертной возсиял свет».

Старец Порфирий Кавсокаливит

Источники света бывают разные – яркие, как солнце; слабые, как коптящая свеча. Но всё же это свет, благословение от Бога. Добротой, лаской и приветливостью, милосердием, благочестием вы можете и должны светить в этом мире, ибо вы — «род избранный, царственное священство, люди, взятые в удел…». Так высоко ценит вас святой апостол Пётр. Всякая простая старушка, ничему не учившаяся, может быть ярким светильником Божиим, если она любит всех окружающих и старается, чем может, помочь…

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Прозрение

27 января
Мк., 10, 46-52

Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовёт тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге (46-52).

Мы живём в мире вещей, которые всячески утверждают сами себя. Невидимое не утверждает себя – мы должны его найти. Внешний мир настойчиво требует нашего внимания; Бог обращается к нам несмело. Помню, старый монах говорил: «Дух Святой – как большая робкая птица, присевшая невдалеке. Видя Её приближение, не двигайся, не спугни Её, дай Ей подойти к тебе». Быть слепым по отношению к невидимому, означает, что мы лишены знания истинной реальности: того, что мир – в Боге и Бог – в сердцевине мира. Слепой Вартимей это мучительно осознавал, потому что видимый мир был ему недоступен. Он мог воззвать к Господу, со всей силой отчаянной надежды, потому что чувствовал себя отверженным.

Митрополит Антоний Сурожский

Душа, желающая, чтобы внутри неё открылся Свет Христа, вопиет к Нему неустанно, до крика, как вопиял ко Христу слепец Вартимей. Душу, рвущуюся за Божественным озарением, будут останавливать и снисходительными улыбками, и рассуждениями, и поправками, и насмешками, и угрозами... Ей будут говорить, что её влечение несвое­временно и неразумно, что это узкий фанатизм и просто ненормальность. Так же заставляли молчать Вартимея. Он вслед за зовом сбрасывает верхнюю одежду, встаёт, идёт. Верхняя одежда, как её носили в древности, мешала полной свободе движений. Значит, надо сбросить всё внешнее, связывающее с землёй, лишающее душу свободы парения к Богу.

Василий (Преображенский)

         Святитель

Господь услышал Вартимея,
И был слепец Им исцелён.
По вере – совершилось Чудо!
Так слышит Бог сердечный глас,
И где б мы ни были – повсюду,
Всегда – готов услышать нас.
Нет слов. Нет сил. Надежда тает.
Грех ослепил. Уста немы.
Но всё ж душа во мгле рыдает:
Помилуй мя, избавь от тьмы!
Христе, Иисусе, Сыне Божий,
Прости, помилуй и спаси!
Даждь веру, чтоб прозреть мне тоже!
Молитвой сердце воскреси...

Таня Белая

Кесарю – кесарево

3 февраля
Мк., 12, 13-17.

И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чьё это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему (13-17).

Смысл ответа, данного Иисусом Христом фарисеям и иродианам, вполне ясен: подчинение земному правителю не препятствует служению истинному Богу. Священное Писание учит исполнять законы той страны, в которой человек живёт, и подчиняться правителям, независимо от их достоинств или недостатков, и даже молиться «за царей и за всех начальствующих». Исключение возникает лишь тогда, когда власти препятствуют служить Богу. Когда члены синедриона запретили учить от имени Иисуса, святые апостолы Пётр и Иоанн «сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?».

Священник Афанасий Гумеров

Государственная религиозность – черта, в разной степени отличавшая все общества античного мира. Власть либо прямо обожествляется, как в Вавилоне, Египте или (несколько позже) в Риме, либо обретает сакральные формы, как в Ветхом Завете. Искушающий вопрос противников Иисуса, сравнивающий Бога с кесарем, практически ставит эти два объекта сравнения на одну онтологическую плоскость. Ответ Иисуса решительно разводит Бога и кесаря по разным онтологическим «этажам», делая само сравнение неуместным и невозможным. Предмет разговора, таким образом, возводится на богословскую высоту. «Благочестивые» искусители Иисуса посрамлены и практически, и теоретически.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Власть бывает разная в отношении к Церкви. Но исполнение гражданского долга – это священная обязанность всякого христианина, что и отражается в апостольских посланиях, в молитве за власть, в покорности власти. Хотя в то время, когда писались эти послания, властью являлся император-язычник. А если вспомнить нашу недавнюю историю? ХХ век, Великая Отечественная война. В первый же день войны, 22 июня 41-го года, а это воскресенье, совпало с неделей Всех святых, в земле Российской просиявших, сразу после литургии Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий обратился с проповедью и воззванием к пастве Русской Православной Церкви сплотиться против агрессора. Миллионы верующих людей, в том числе и священнослужителей, гибли не за господство марксистской идеологии, они сражались за Родину, исполняли свой гражданский долг.

Протоиерей Александр Глебов

Молитва во осуждение

9 февраля
Лк., 18, 10-14

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (10-14).

Пост, молитва и добрые дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а, наоборот, удалять от Бога и от людей. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал других, надмевался перед Богом. Ложное благочестие – то, которое неистребимо в человечестве, живо до сих пор среди христиан. Оно – как высокое, до времени зелёное дерево, не имеющее плода и гнилое внутри…

Протоиерей Александр Шаргунов

Человек некий пришёл в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое дерево, раз оно на доски не годится? То, другое, хоть и невзрачное, но если я чуть больше потружусь над ним, оно может сгодиться на доски для моего дома». Так и Бог из двух людей выберет для дома Своего не того, кто внешне выглядит праведным, но того, у кого сердце исполнено здравой правды Божией.

Святитель Николай Сербский

О, грешник, открывший путь к дерзновенной молитве! Ты научил нас, что дело мытаря может быть сильнее праведности. «Я не таков, как этот мытарь», – правду говоришь, фарисей, ведь он добился оправдательного приговора через смиренномудрие.

Епископ Василий Селевкийский

Мы не должны думать, что только оттого, что мы православные, Бог обязательно нас слышит. Великий подвижник нашего времени преподобный старец Силуан Афонский, на собственном опыте познав борьбу за спасение души, говорил так: «Наша брань с диаволом бывает до тех пор, пока мы не смиримся». Древний учитель благочестия преподобный Иоанн Лествичник сказал: «Смирение есть искоренительница всех страстей». Но не нужно думать, что оно приобретается одним только усилием воли или желанием. Когда мы, исполнив всё внешнее, устремляемся на свои внутренние пороки, тогда всё более смиряемся и молитва «Боже, милостив буди мне грешнику» становится кратким словесным выражением нашего душевного состояния.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга