ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

«Распни Его!»

13 апреля
Ин. 12, 1-18

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле (12-15).

Он знал, Всеведущий, что скоро эти радостные крики сменятся криком: «Распни Его!» Но Он допустил народу записать лучшую страницу в истории своей. Великие дела честности, бескорыстия не проходят бесследно, они содействуют торжеству добра в мире. И если светлые примеры не переменяют чёрствой души: кто виноват в погибели?

Праведный Алексий Мечёв

Почему Господь сел не на ослицу, а на осла, на коем никто до того не ездил? Потому что ослица не позволила ни сесть на себя, ни увести себя. Ослица представляет собою народ израильский, а молодой осёл – народы языческие. Израиль отвергнет Христа, а язычники примут Его, пронесут Христа чрез историю и вместе с Ним войдут в Царствие Небесное…

Святитель Николай (Велимирович)

Израильский народ при встрече со Спасителем срезал пальмовые ветви и постилал их на Его пути. Чтобы понять внутренний смысл этого действия, надо знать, что в Священном Писании под деревом очень часто подразумевается человек. Так, например, под добрым деревом – добрый человек, под сухим – человек худой, не приносящий плодов, добрых дел. Пальма же, отличаясь крепостью и красотой, знаменовала собой нравственную красоту человеческую. Поэтому когда израильтяне резали пальмовые ветви и постилали их под ноги Спасителя, то этим они выражали доброе настроение духа и готовность следовать за своим Царём. Так и мы должны при сретении Господа являть в себе добрые качества пальмы; наша добрая нравственная деятельность должна опираться на твёрдые убеждения веры, чтобы наша добрая жизнь никогда не засыхала и не предавалась порче и тлению, но всегда была свежей и цветущей.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

…И мы сначала приходим в религиозный восторг, а потом остываем и становимся распинателями Спасителя. Чтобы такого не происходило, мы должны эту благодать Божию, как бы простирающуюся из храма и привлекающую в Церковь даже тех, кто почти никогда не думал о вере, сохранить и трудами укоренить в своём сердце…

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Конечно, Господь знает, что трагедия потомков падшего Адама заключается в том, что теоретически мы готовы искать «Царства Божия и правды Его», а на «практике» озабочены тем, что только «прилагается» к тому, ради чего стоит жить. И тогда становится понятно, почему крик «распни Его!» раздаётся почти сразу после ликования, ведь Бог «не оправдал» наших надежд. И забываем мы, что не потому Бог творит что-либо, что оно добро, а напротив: оно – добро, потому что это Он его творит.

Протоиерей Сергий Ганьковский

Женщина с алавастровым сосудом

16 апреля
Мф. 26, 6-16

Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала (7-13).

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только поражённая дивной, божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, но Христос – за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слёз, любить до разрыва сердечного, – объявил ей прощение грехов, потому что она возлюбила много... 

Митрополит Антоний Сурожский

Осталось несколько минут,
И тишь наступит гробовая.
Но, раньше чем они пройдут,
Я жизнь свою, дойдя до края,
Как алавастровый сосуд,
Перед Тобою разбиваю.
. . . . . . . . . . . .
Но объясни, что значит грех,
И смерть, и ад, и пламень серный,
Когда я на глазах у всех
С Тобой, как с деревом побег,
Срослась в своей тоске безмерной.
. . . . . . . . . . . .
Когда Твои стопы, Исус,
Оперши о свои колени,
Я, может, обнимать учусь
Креста четырёхгранный брус
И, чувств лишаясь, к телу рвусь,
Тебя готовя к погребенью.

Борис Пастернак. «Магдалина»

В Евангелии рассказывается о женщине, которая купила за большую цену сосуд с благовонным миром и, разбив его, возлила миро на Иисуса. Почти два тысячелетия христиане всего мира назидаются её поступком. Теперь мы не можем послужить Христу непосредственно, как это сделала та женщина, но мы можем послужить Его Церкви…

Протоиерей Сергий Николаев

Христос пришёл на землю, чтобы сказать о том, что бывают две корысти: небесная и земная, ангельская и скотская. Каждый человек может той драгоценностью, которая у него есть, послужить Христу, а может, как Иуда, постараться это украсть и использовать на благо себе. И каждого из нас в зависимости от наших поступков будут вспоминать не для земной славы…

Протоиерей Димитрий Смирнов

До кровавого пота

17 апреля
Мф. 26, 1-20; Ин. 13, 3-17; Мф. 26, 21-39; Лк. 22, 43-45; Мф. 26, 40-27, 2; Ин. 13, 1-11; Ин. 13, 12-17.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали (Лк. 22, 43-45). И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели (Мф. 26, 40-43).

Каждый из нас в течение жизни вступает в свой Гефсиманский сад... Разумеется, наши Гефсимания и Голгофа несоизмеримы с Господними, ибо испытания посылаются каждому по его силам. Нам приходится испытывать скорбь и страх, уныние и одиночество; может показаться, что наши страдания несправедливы, но если мы научимся в самые трудные моменты жизни соизмерять свою волю с волей Божественной, то всякий раз будем обретать силу духа, как обрёл Спаситель, молясь в одиночестве в Гефсиманском саду.

Святейший Патриарх Кирилл

В каждую секунду деятельности Христа в Нём действовало Богочеловеческое естество. Это хорошо видно на примере Гефсиманского моления. Когда молимся, мы умоляем о своей воле. Но Христос показывает, как именно нужно строить молитву: попросить о нужде можно, но тут же следует прибавить: впрочем, не моя воля, но Твоя да будет.

Священник Константин Пархоменко

Явление возникновения кровавого пота известно медицине давно. От того, что человек находится в состоянии очень сильного нервно-психического напряжения, капилляры, лежащие близко к коже, рвутся, и кровь через потовые протоки поступает на поверхность кожи. В этом состоянии человек теряет очень много сил и ослабевает. Наличие кровавого пота на лице Спасителя является указанием на то, какой пламенной и усердной была Его молитва…

А. Г. Долженко

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга