ДРЕВНОСТИ

ПОБЕДА НАД ВЕЛИКОЙ БОГИНЕЙ

«Неведомому богу»


Рафаэль. Проповедь апостола Павла в Афинах

«Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму», – сказал Христос иудеям.

Здесь речь о том, что Господь, вдохнувший веру в Авраама, может вручить этот дар – веру – и другим народам. Что и произошло, когда ученики Христовы разошлись по земле. Важно понять, что приходили они не на пустое место. Отец Небесный напоминает о Себе каждому, борется за всякую душу. Так было от начала времён и будет всегда. Под каким бы спудом язычества или безверия ни находилась истинная вера, она нигде не угасала окончательно.

Возьмём историю обращения эллинов, к которым направлен был апостол Павел. Афиняне, будучи язычниками, никак не могли взять в толк, Кому он служит. В изумление повергло их и предложение не просто поверить в чужого Бога, но и отринуть своих божеств. Трудно было достучаться до них, но вдруг апостол произнёс несколько слов, которые изменили историю:

«Проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: ‘‘неведомому Богу’’. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».

Святой Павел помог грекам задуматься, а ведь было над чем. Ещё Гераклит утверждал, что космос прекрасен, потому что над ним господствует Логос. Сократ называл Бога «Умом-устроителем» – причиной миропорядка, удивляясь, почему эллины так часто запинаются и лукавят, когда говорят о Нём. Ответом на эти упрёки стала казнь философа – языческие боги не собирались сдаваться без боя. Жертвенная смерть Сократа произвела огромное впечатление на его сограждан. Его склонность к единобожию была им не до конца понятна, но наложила отпечаток на поиски истины. Лучшие из греков давно готовили свой народ ко встрече с Ним.

*    *    *

Есть несчётное множество других примеров того, как Господь поддерживает огонь подлинной веры. У святителя Иннокентия Московского есть замечательный рассказ на эту тему. Много лет назад наша газета уже печатала эту историю (публикация «Белые люди»), но здесь имеет смысл всё же пересказать её снова, хотя бы вкратце. Одно время, будучи простым иереем, отец Иоанн (так звали владыку до пострига) проповедовал веру Христову на Алеутских островах. И однажды случилось с ним следующее. В апреле 1825 года отправился он на встречу с алеутами, жившими на острове Акун. Те встретили его на берегу наряженными в лучшие одежды, словно кто-то заранее предупредил их о приезде священника. Едва он сошёл на берег, как люди радостно бросились к нему.

– Почему вы такие наряжённые? – спросил батюшка.

– Потому что знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас, – ответили островитяне, – вот мы на радостях и вышли встретить тебя.

– Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и почему вы меня узнали?

– Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал нам об этом и описал нам твою наружность, – отвечали островитяне.

Удивившись, миссионер начал готовить алеутов, окрещённых лет за тридцать до этого другим русским священником, к исповеди и причастию. Среди желающих принять Святые Дары оказался и Смиренников. После литургии он подошёл к отцу Иоанну высказать своё огорчение. Ему не нравилось, что соплеменники именуют его шаманом.

«Я стал подробно расспрашивать о его жизни, – рассказывал святитель, – и на вопрос мой, грамотен ли он, Смиренников ответил, что хотя и не грамотен, но Евангелие и молитвы знает. Откуда? Старик отвечал, что ему всё это сказали двое его товарищей. – ‘‘Кто же эти двое твоих товарищей?’’ – спросил я его. ‘‘Белые люди, – отвечал старик’’».

Изумление миссионера возросло чрезвычайно. Что это были за белые люди, которые всё знали?

По словам Смиренникова, юноши жили неподалёку, в горах, носили белые одежды, схожие по описанию со стихарями, и на протяжении тридцати лет приходили к нему каждый день. Началось всё это вскоре после крещения Ивана. Юноши объяснили ему, что посланы Богом, многое поведали о христианском богословии и таинствах веры. Иногда они помогали островитянам в беде, спасая от болезней и голода.

«Не сети ли это лукавого?» – засомневался миссионер и продолжил расспросы. Оказалось, что светлые юноши учили Смиренникова молиться всем сердцем, показали, как должно накладывать крестное знамение, наставляли начинать всякое дело с обращения ко Господу.

«Что ты чувствуешь, радость или печаль, когда они приходят к тебе?» – всё ещё продолжал сомневаться миссионер.

Оказалось, что страха старик не испытывал, лишь угрызения совести, после того как грешил. Постепенно у отца Иоанна исчезли все сомнения в том, кто навещал Смиренникова.

Нечто подобное произошло когда-то и с Авраамом, который не был ни первым, ни последним из тех, кто пережил встречу с Богом.

Древний демон

В этой связи вызывают огромный интерес те крупицы представлений о веровании древнейших наших предков, которые находят археологи. Долгое время считалось, что так называемые первобытные люди не знали Отца Небесного, были погружены во мрак язычества. Для этого утверждения есть очень серьёзные основания, так как учёным постоянно приходится сталкиваться со следами некоего культа, начало которого теряется в незапамятных временах.


Древняя статуэтка Великой богини

На стоянках наших предков-кроманьонцев исследователи регулярно находят фигурки Великой богини, или, как её ещё называют, Великой матери. По её изображениям можно определённо сказать, что древние видели в Великой богине ужасного демона, изображая её без лица, безо рта, а то и вовсе без головы, – так боялись они взгляда и утробы этого существа, явно ассоциировавшегося у них со смертью.

В фольклоре славян о ней сохранилась память как о Бабе-яге или слепой бабе, что одно и то же. Народная фантазия представляет эту бабу злою, безобразною, с длинным носом, растрёпанными волосами, огромного роста старухою. У неё одна нога костяная, она слепа и питается человечиной. Всё это примерно совпадает с тем образом Великой богини, как её представляли себе во времена палеолита.

В следующую эпоху – эпоху мезолита – её изображения практически исчезают, и надолго. Предположительно, это совпадёт с глобальной катастрофой, которая обрушилась на землю примерно 13 тысяч лет назад. Колоссальное озеро талой воды в Северной Америке прорвалось тогда в Атлантику. Последствия были ужасны: вслед за глобальным наводнением остановился Гольфстрим, и началось похолодание на территории всей планеты. Всё произошло местами так быстро, что туши погибших мамонтов в Сибири замёрзли, не успев разложиться. Исчезли саблезубые тигры и множество других видов животных и птиц. Похолодание продлилось около тысячи с чем-то лет, но человечество оправилось от него очень не скоро.

Часть исследователей, впрочем, не склонна связывать почти полное исчезновение культа Великой матери со стихийными бедствиями. Они полагают, что наши предки потеряли к ней интерес не 13, а примерно 17 тысяч лет назад, во всяком случае на территории современной Европы.

Так или иначе, но в эпоху раннего неолита, который начался на Ближнем Востоке 11,5 тысячи лет назад, изображения Великой матери появляются снова. Иногда с повязкой на глазах или под покрывалом, иногда безо рта, как и в былые времена, но нередко в обновлённом виде. Сменив тактику, демон больше не пытается внушать ужас. Из пожирательницы детей богиня в первом тысячелетии до Р. Х. превратилась в их защитницу.

Поклонение ей отмечено в двух самых древних городах, найденных на планете (им по 8,5 – 10 тысяч лет), – Иерихоне (Палестина) и Чатал-Хююке (Турция). Великая богиня предстаёт в эту и последующие эпохи в образе то девушки, то молодой матери, иногда старухи, но чаще – полной женщины лет сорока-пятидесяти. В большинстве случаев это небольшие фигурки из камня, мамонтовой кости, оленьего рога, встречаются также барельефы и контурные рисунки, высеченные в камне.

«И возлил елей на верх его»

Попытки объяснить эти изображения матриархатом не убеждают. В Чатал-Хююке нет никаких признаков матриархата, как, впрочем, и патриархата. Но вот что интересно. При раскопках одного из палеолитических поселений в Сибири изображения Великой богини были найдены лишь на женской половине жилищ. Возникает вопрос: кому поклонялось это сибирское племя целиком? И почему не решалось изображать своего «неведомого бога»?

Ответ на поверхности: запрет на изображение Творца бесконечно древнее иудаизма и зороастризма. Он был всегда и по сей день существует у аборигенов Австралии. Но выход люди всё-таки находили. Скажем, для мусульман образом Бога является священный камень Кааба, поставленный, по их разумению, ещё Адамом. Это не выдумка Мухаммеда. В Библии мы читаем о камне, воздвигнутом Иаковом на месте, где он увидел во сне лестницу, восходящую к Богу, «и возлил елей на верх его», то есть воздал почитание, приличное Богу.

Но и Иаков не был первым. Как пишет ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН А. Б. Зубов, «уже в самых ранних поселениях, в эпоху протонеолита, встречаются странные объекты, местоположение которых свидетельствует о том, что это изображение Бога. Это вертикально поставленные необработанные или почти необработанные камни. Иногда на них изображались глаза. Такие камни ставились близ очагов или даже помещались в специальные стенные ниши против входа».

Очень интересны и другие находки. Например, в восточных стенах многих святилищ в Чатал-Хююке обнаружены четырёхугольные ниши, выкрашенные красной охрой. Археолог Дж. Мелларт, первооткрыватель города, предположил, что красная ниша – это образ «того света», инобытия.

Предположение это покоится не на пустом месте. Красной охрой посыпались тела умерших на протяжении практически всей известной истории человечества. Её находят в могилах неандертальцев и кроманьонцев, которым больше 30 тысяч лет, а также в захоронениях индоиранцев (ариев) от Днепра до Урала, которым всего 3–5 тысяч лет. При этом большинство учёных считают, что красная охра – символ крови, как бы залог грядущего воскресения.

Собственно, уже сам факт, что человека хоронят каким-то особым образом, вместо того чтобы просто зарыть, – яркое свидетельство веры в жизнь вечную. Неандертальцы, похороненные в Ментоне (Франция), и арии, погребённые десятки тысяч лет спустя на территории России, лежат на правом боку – скорченные в позе зародыша или спящего человека. Они ожидают будущего рождения или пробуждения.

Добавим, что неандертальцы играли на флейтах, рисовали, клали цветы на могилы. Найденные в Иране останки старика, принадлежавшего к одному из их племён, свидетельствуют, что он был слеп на один глаз, правая рука ампутирована, вдобавок он почти не мог ходить, то есть был полным калекой, – но о нём продолжали заботиться! Погиб этот старик не по воле соплеменников, а в результате обвала пещеры 50 тысяч лет назад. То есть понятия о красоте, о нравственном законе не были чужды этим людям.

«Ибо Господь Бог есть солнце и щит»


Крест на кельтском захоронении 500 л. до н. э.

Верили ли эти люди в Творца?

Очень многое говорит в пользу этого. Например, на одной из стоянок неандертальцев в Словении был найден так называемый кельтский крест, то есть крест, заключённый в круг. Ему минимум триста веков. Между тем крест – это традиционный для человечества символ жизни, круг – символ вечности. Во многих доказанных случаях это монотеистический знак, который встречается повсеместно с незапамятных времён, практически на всей территории планеты в местах проживания людей. Минимум семь тысяч лет назад был сделан крест, найденный на одной из стен в Чатал-Хююке. Он выложен хрустальной крошкой и, судя по всему, должен был сверкать, когда в святилище разжигали огонь.

Или возьмём крест у монголов, маньчжуров, тохаров, якутов и других народов Центральной Азии, почитавших Бога Отца – Хормуста-тёнгри (монгол.). Вера эта пришла к ним от иранских индоариев, веривших в Ахура Мазду, или, как произносили это имя согдийцы, Хормузда. Отсюда и Хормуста, что переводится как «Господь Премудрый». Так вот, у тёнгрианцев крест – «анджи» – был символом покорности Господу (не солнцу), его наносили на лоб краской или в виде татуировки.

Попытки доказать, что крест – символ светила у каких-то солнцепоклонников, как правило, спекулятивны. Это прогрессистский миф, предполагающий, что человечество в прошлом было примитивней и скудоумней, чем ныне. Тех же неандертальцев дарвинисты изображали в девятнадцатом веке какими-то волосатыми обезьяно-людьми, но впоследствии выяснилось, что они не особо отличались от наших предков-кроманьонцев.

Так же обстоят дела и с религиозной жизнью прошлого. Исследуя практически любой языческий культ, специалисты обнаруживают, что он является результатом деградации, сохраняя при этом следы былой высоты. Скажем, коми христиане зовут Отца Небесного Ен. Это имя Премудрого Господа было известно их предкам задолго до крещения, но поклонение Ему постепенно угасало. Восстановил его святой Стефан Пермский. Он не только проповедовал зырянам Евангелие, но одновременно очистил истинную основу их веры от языческих наслоений.

Это касается и места солнца в различных исповеданиях. Конечно, солнцепоклонники существовали, вспомним хотя бы ацтеков и майя. Но далеко не всегда почтение к светилу – это языческий культ.

«Ибо Господь Бог есть солнце и щит, – восклицает царь Давид, – Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ». «Яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестныя икона Твоя», – читаем мы в акафисте Тихвинской Божией Матери.

Подобным образом индоиранцы, а следом за ними народы Центральной Азии поклонялись Богу, отводя светилу подобающее место. Его шествие по небу было явленным образом божественного порядка и правды (риты, аши, арты), а солнце само по себе – символом светлого божественного начала, не более того.

*    *    *

Это хорошо видно на примере славян, которых иногда пытаются изобразить солнцепоклонниками на том основании, что они чтили Дажьбога в качестве бога солнечного света. Это мнение сталкивается с целым рядом неразрешимых проблем. Начать с того, что солнцу у славянских племён посвящено огромное количество мифов, где оно предстаёт то умудрённым мужем, то юной девицей, но всё это лишь иносказания, поэтизация светила, подобно тому, как в сказках Андерсена личностью обладает даже штопальная игла. Солнце славяне, конечно, любили, но о его обожествлении у них нет и речи.

Победа над Великой богиней

Но вернёмся к культу Великой матери. Множество древних народов поклонялось Творцу, именуя его Варуна (Ригведа), Ахура-Мазда (Авеста), Ан (у шумеров), Алалу (у хеттов) и так далее. Вместе с тем поклонялись и Великой богине, то есть демону, который втирался в окружение Господа под именем Анахита у иранцев, Анаит у армян, Умай у народов Центральной Азии.


Терракотовые статуэтки Астарты из Израиля 1000–600 л. до н. э.

Скажем, Ашер, или, как её ещё звали, Астарта или Элат (богиня), считалась у хананеев, коренных жителей Палестины, супругой Эла – Творца. То, что они почитали Господа, облегчило ассимиляцию хананеев евреями, вот только избавиться от Ашер оказалось невероятно трудно.

Археологи регулярно находят в Израиле её обнажённые фигурки и встречают надписи типа: «Я благословляю тебя Яхве Теманским и его Ашерой». То есть жуткий демон, который дремал со времён палеолита, не исчез, а лишь приспособился к общественным вкусам.

*    *    *

Именно это стало причиной того, что Господь попустил разрушение Храма Соломона и Вавилонское пленение иудеев. Большинство христиан знает об этих событиях, но немногие помнят, что к ним привело.

Так вот, даже Соломон Премудрый на склоне дней не сумел разглядеть опасности, которую таил в себе культ Ашер (Астарты): «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому», – читаем мы в 3-й Книге Царств. Дальше злочестие начало умножаться. Сын Соломона, Ровоам, установил статую хаанейской богини в Храме Господнем, вслед за её культом начали проникать и другие. Например, Ваала – мнимого сына Эла и Элат, культ которого повсеместно сопровождался сладострастными оргиями и членовредительством.

Лишь при царе Асе (908 – 867 гг. до Р. Х.) было положено начало организованному сопротивлению этой напасти. Государь, как сказано в Библии, «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжёг её у потока Кедрона, и истёр её в прах, и бросил прах её на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты».

Увы, это была лишь временная победа. При царе Манасии (698 – 642 гг. до Р. Х.) верные Господу израильтяне вновь потерпели жестокое поражение. Идола Ашер внесли в Храм Господень. И здесь ещё раз обратим внимание на хитрость идолопоклонников, выдававших Астарту не за богиню, а за служительницу Господа. Считалось, что она дарит женщинам плодовитость и облегчает роды. Сказать, что её почитание было распространено в Иудее, – не сказать ничего. Лишь пророки и немногие из царей осмеливались бросать ему вызов.

Во второй раз Астарта простояла в храме 78 лет, позже её снова вынесли, ну и дальше всё пошло по кругу. Как пишет Рафаэль Патай: «Из трёхсот семидесяти лет, пока Соломонов храм стоял в Иерусалиме, двести тридцать шесть лет (или почти три четверти времени) статуя Ашеры находилась в Храме и поклонение ей было законным религиозным действом, оправданным, возглавляемым царём, двором и священниками, а против поднимали голоса пророки».

Стоит ли удивляться тому, что Господь попустил разрушение Храма, а множество евреев отправил в плен Вавилонский? Иного способа оторвать их от языческих корней просто не было. Там, в плену, произошло нечто великое – возродился подлинный монотеизм народа Божия.

Любовь


Почитание Божией Матери поставило точку в истории

Увы, спустя несколько столетий маятник качнулся в другую сторону, что привело иудеев к убийству Христа. Они не поняли, что диавол вместо одного искушения всегда предлагает другое – на первый взгляд, противоположное по смыслу. Например, вместо рабства многобожия – тиранию монизма.

Беда в том, что, низвергнув Великую богиню, Израиль проигнорировал причины, которые привели к появлению её культа. Недостаток тепла в отношениях между Господом и человеком, а также людей между собой ощущается на протяжении всей эпохи до Рождества Христова. Ни разу, кажется, не сказано в Ветхом Завете о любви иудеев к Богу, зато читаем у пророка Малахии: «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: ‘‘в чём явил Ты любовь к нам?’’» (Мал. 1, 2).

Могла ли Астарта заполнить эту пропасть между Богом и человеком? Конечно же, нет, и мы обнаруживаем в её культе жестокий обман, видим умножение разврата, вплоть до храмовой проституции, слышим, как восклицает обладатель тысячи жён и наложниц несчастный царь Соломон: «Любовь люта, как преисподняя» (Песн. 8, 6).

Ему ли не знать? От этого и отшатнулся Израиль. Но вместо того, чтобы молить Господа о даровании истинной любви, иудеи уткнулись в книги и ужесточили соблюдение обрядов. История словно закончилась для них, богопознание исчерпало себя, осталось дождаться Мессии и получить награду за труды. Так иудеи оставили послушание Отцу Небесному, что обернулось для них новой катастрофой.

Пришёл день, и Господь раскрылся, явив Себя тем, чем был всегда, – Святой Живоначальной Троицей, щедро излив любовь Свою на человека. Но встретил равнодушие помрачённого, ветхого Израиля, которое сменилось озлоблением. «Где награда?» – не поняли Его. И вновь рухнул Храм, вновь пленены иудеи во имя грядущего освобождения.

Раз за разом человечество терпит поражения, которые Господь обращает в победу. Так было, когда пал и был пленён Вавилоном народ Божий. Кто предвидел будущую славу? Так было, когда распяли Христа. Мало кто надеялся на Воскресение. Так будет в конце времён, когда диавол, получив власть над землёй, окажется низвергнут в бездну, а Господь явится во славе Своей.

*    *    *

Невольно у некоторых возникнет вопрос: «А наше почитание Божией Матери – это возрождение ли культа Великой богини»? Подобное, действительно, может прийти на ум тем, кто недавно оставил протестантство или атеизм. Как объяснить, что Господь всё так премудро устроил, что дал нам вместо ложной матери – языческой богини – истинную?

Начнём с того, что Пресвятая Дева – не плод нашего воображения и не метафизическая сущность непонятного происхождения, не эманация Бога и т. д. Она была и остаётся для нас ЧЕЛОВЕКОМ, которого мы любим за красоту души, доброту и чистоту. Насколько история языческих божеств сокрыта во мраке, настолько понятна и светла судьба Богородицы от Её рождения до восхождения в Царствие Небесное. Она не богиня, а одна из нас, просто самая любящая из людей.

Именно почитание Божией Матери поставило точку в истории культа Великой богини. Место страха заняла радость, место мрачной таинственности – простота, порока – целомудрие. Прекрасный лик Невесты Неневестной напоминает нам не о смерти, он – сама жизнь.

Владимир ГРИГОРЯН

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга