ПАЛОМНИЧЕСТВО

С МОЛИТВОЙ О БЛИЗКИХ

Все цвета радуги

Когда Люба Иванова предложила мне пойти в крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», который совершается уже третий год в Прилузском районе Коми, я с радостью согласился. Люба бывала во многих ходах. Великорецкий никогда не пропускает и считает его главным событием года. Кажется, что и Новый год у неё начинается не с 1 января, а с 3 июня, когда из Кирова отправляется на реку Великую. Благодаря фильму протоиерея Владимира Неганова о Великорецком ходе, где есть в числе прочего и сюжет про Любу, теперь о ней знают во всём православном мире.

Хотя в том фильме рассказано, конечно, не всё. Она ходила с нами в двухнедельное путешествие к Поклонному кресту на гору Народную на Приполярном Урале, и я поражался, как у неё ещё оставались силы на каждой остановке молиться и читать акафисты. При подъёме на перевал с тяжеленным рюкзаком сил хватает только на то, чтобы во время короткого привала упасть на рюкзак и отдышаться до следующего перехода. И что примечательно: такие туристические группы состоят не только из верующих, и молодёжь в основном ходит в горы в поисках романтики, но к середине похода уже большая часть туристов вечерами собиралась в Любиной палатке, где вместе со всеми она вычитывала вечернее правило и акафисты. Люба заготовила-распечатала их штук 20, на все случаи жизни. Николаю Чудотворцу мы вместе с ней молились о помощи в пути и просили у святителя хорошей погоды, а Пантелеимону Целителю о здравии, чтобы не было травматизма. И святые помогали. И ещё, может, из-за молитв в том походе почти каждый день нас сопровождали необыкновенно яркие радуги. Это был, наверное, самый яркий поход в моей жизни.

Так что я совсем не удивился, что и в этот раз, сев в автобус, Люба сразу же достала свой молитвослов и стала читать акафист Божьей Матери.


Галина Петровна Закирова со своим беспокойным семейством на привале

В Летке нас со своей дочкой Машей встретила Галина Закирова. Она тоже ходит во многие крестные ходы с малыми детьми – своими и приёмными, а также с внуками и другими приходскими ребятишками, приводя их таким образом к Богу. С 2001-го каждый год в Великорецком её можно было видеть с целым табором маленьких детишек. Когда мы подъехали к их дому, у меня зарябило в глазах от бегающей ребятни. Восемь мальчиков и девочек, лет шести-десяти, вместе играли во дворе в футбол, прыгали на досках-качелях, а ещё восьмеро были дома. И каждый из пацанов пытался взять на руки и поцеловать совсем крохотную годовалую Дашеньку, которая, как одуванчик, с оперением кудрявых светленьких волос, оказывалась на руках то у одного мальчишки, то у другого, то сидела на коленках у дедушки на диване... А бабушка Галина Петровна всем давала нагоняй: «Да не берите вы её на руки – заласкаете!»

Не сразу я разобрался в этом детском муравейнике, где чьи детки, пока выяснил, что, кроме своих внуков, которых у Закировых семеро, в доме бегают ещё соседские мальчишки, четверо детей приёмных (двоих воспитывает Галина Петровна со своим мужем, двоих – её дочка Маша). Ещё двое 14-летних пареньков (оба Саши) пришли на субботу-воскресенье из детского приюта, а у Дашеньки – совсем чужого ребёнка – недавно умерла мама от рака, и пока её папа находится на вахтовых заработках, девочка живёт в этой большой и дружной семье, ставшей для неё родной.

Всю эту ораву Закировы кормят у себя дома. За большой стол в гостиной приходится садиться в несколько приёмов. Обязательно перед трапезой дети читают «Отче наш» и «Богородицу», а перед сном все вместе под руководством бабушки по очереди вычитывают вечернее правило.

Несмотря на такую детскую армию, в доме завидная чистота. Даже обои не ободраны и не изрисованы, что меня особенно удивило. Во всех комнатах находятся иконы, а в гостиной – большой молитвенный уголок в три ряда.

Ближе к полуночи все детки легли спать, а Галина Петровна ещё долго молилась, вычитывая правило к причастию. Ей самой в эту ночь так и не удалось прилечь: в четыре часа утра она уже будила маленьких крестоходцев и помогала им собираться.

Разные детки

От дома Закировых до Спасо-Преображенской церкви в Летке около километра пути. К пяти утра все крестоходцы уже были в храме, и батюшки, приехавшие со всего Прилузского района, соборно начали служить водосвятный молебен перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», праздник которой отмечался в тот день. Все они прибыли со своими прихожанами. Из Объячево благочинный Георгий Бенца привёз целый автобус с церковным хором и детками из воскресной школы. Протоиерей Стефан Сидор на ход прибыл из соседней Кировской области, из города Мураши, где служит в Свято-Пантелеимоновом храме. Ещё до назначения отца Аркадия Паршукова на приход в Летку отец Стефан шесть лет окормлял это село, приезжал сюда по просьбе самих сельчан, поскольку другого священника рядом не было. Довольно редкий случай, когда священник из одной епархии служит в другой, да ещё по просьбе местных жителей. А с отцом Аркадием, новым настоятелем, отец Стефан не просто подружился, а породнился. Они стали кумовьями, и вот уже на протяжении двадцати лет поддерживают эти родственные отношения, помогая друг другу в церковных делах.


Десятиметровый ручей пришлось переходить вброд

Покаянный крестный ход из Летки в Архиповку проходит уже в третий раз. В прошлом году в нём участвовало около ста человек. Приблизительно столько отправилось и нынче. Добрая половина участников – дети, от годовалого до десятилетнего возраста. А ведь путь не близкий – 17 километров, около пяти из них придётся пройти по заброшенной лесной дороге, которая утопает в длинных лужах и пересекается ручьём шириной метров десять. Лужи нужно обходить по обочинам дороги, а ручей переходить вброд. Галина Петровна говорила, что этот ход ей даётся гораздо тяжелее, чем 90-километровый Великорецкий, потому что он покаянный. Мне так не показалось. Может быть, она просто за очень многих людей молится в пути, прося заступничества у Божьей Матери перед Её иконой «Неупиваемая Чаша». Сказывается и то, что в такую дорогу 62-летняя женщина отправилась после бессонной ночи и на голодный желудок. Ведь до причастия, которое будет только в час дня на праздничной литургии в архиповском храме, ни есть, ни пить нельзя. Я на такой самоотверженный поступок просто не решился, а детки и пожилые люди терпели голод все восемь часов хода.

– Хорошие детки у вас в Летке, – невольной рифмой обращаюсь к отцу Аркадию на привале.


Отец Владимир Иевлев с крестоходной иконой

– Да, детки хорошие, к Богу тянутся. В воскресные дни детей очень много на службе, все причащаются, – подтверждает батюшка. – Некоторые в воскресную школу ходят, участвуют в Афанасьевских чтениях, которые мы проводим совместно со школой. Последнее время и учителя стали чаще приглашать меня в школу, и сами приводят в храм детей целыми классами, чтобы я с ними беседовал. Но розовых очков не надо, есть и хулиганы. Как-то во время вечернего богослужения пятиклассники из вечерней смены открыли двери храма и так сильно начали кричать, что бабушки схватились за сердца от неожиданности.

Рядом с храмом у нас старинное кладбище, которое было ещё около прежнего храма. После разрушения каменной церкви бульдозерами разровняли и кладбище. На его месте потом построили дома и школу. После этого черепа и кости долго выкапывали на своих огородах. Когда мы новый храм стали строить, тоже несколько костей нашли. Захоронили их в общей могиле и крест поставили. Прихожане, идя в храм, вначале к нему прикладываются. А школьникам на этом кресте хочется повисеть, полазить по нему. Видимо, надломили его. И вот мимо храма шёл учитель истории, перекрестился на крест, а в этот день был сильный ветер, и крест над упокоенными рухнул у него на глазах... Так что детки разные бывают. Одни в храме молятся, другие около храма курят. Начнёшь им выговаривать, так они ещё тебя обзовут по-всякому.

– Когда я приезжал к вам в 2002 году (Всякое дыхание да хвалит Господа, «Вера», № 413, май 2002 г.), вы говорили о больших проблемах с пьянством, которые были тогда в селе и в ближних деревнях. Наверно, крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» специально организован, чтобы молиться об избавлении от этого недуга?

– Конечно, от пьянства люди страдают. Деревни вымирают. Работы нет, кто хочет заработать, уезжают на вахты. А кто не хочет, около сельсовета собираются с утра и до позднего вечера там стоят, ищут выпить. И в этом ходу, конечно, многие молятся и за себя, и за своих близких, подверженных пьянству. А вообще, в крестный ход идут каждый со своими проблемами. В прошлом году на Великорецком ходу я поинтересовался у двух женщин, зачем они пошли. Оказывается, у них умер близкий родственник, и чтобы его душа в течение сорока дней проходила без искушений мытарствами, они отправились пешком на Великую и молились за него. Господь всех слышит и всем помогает...

Троицкая суббота


Лития по всем усопшим на кладбище в Черёмуховке

Воскресный день выдался солнечным, на небе ни облачка. На деревьях ещё совсем недавно проклюнулись первые листочки, и трава только-только пошла в рост. От пробуждающейся природы и первых цветов ароматы – как от ладана. В лесу по сторонам дороги то тут, то там кукуют кукушки, желая «Многие лета» паломникам. Птички вместе с крестоходцами славословят Господа. У людей настроение приподнятое, батюшки совместно с хором поют пасхальные каноны. Переодевая кроссовки на резиновые сапоги, я отстал от хода. Голоса людей в удалении так переливаются, будто ангелы поют на Небесах. Благодать Божия витает в воздухе.

И такое ощущение было не у одного меня, но и у Алевтины Власовой, 63-летней прихожанки Свято-Преображенского храма, отправившейся в этот ход в третий раз. Весь путь она помогала семье Закировых вести под ручки и переносить через лужи маленьких детей. В марте Алевтина похоронила 43-летнего сына. Умер при невыясненных обстоятельствах в геодезической партии. Зимой его нашли замёрзшим в своём геологическом домике, сидящим за столом в тонкой футболке.

– Незадолго перед бедой мы ездили с сыном в Троице-Сергиеву лавру, – рассказывает Алевтина на одном из привалов. – Ему очень понравилось. В этом году опять собирались вместе поехать. Там хорошо, столько красивых храмов, службы такие благодатные! Сейчас бы вместе молились на богослужениях, радовались жизни, а вместо этого теперь хожу к нему на могилку. Вот на Троицу ещё пойду. Прежде, до открытия церкви, во всей нашей округе Троица считалась главным праздником.

В Троицкую субботу у нас все ходят на могилки. А в Летке два кладбища. В субботу на одно сходим к могилкам родных, а в воскресенье обязательно идём на другое. Там сослуживцы, с которыми я много лет в лесопункте проработала, похоронены – как к ним не подойдёшь? Всё кладбище обойдём, каждого вспомним. Бывает, на кладбище выходим рано утром, а домой возвращаемся поздно вечером. А после могилок обычно идём по гостям, празднуем Троицу.

Слава Богу, теперь у нас храм есть. И Троицу с молитвой празднуем. А потом освящённые берёзовые веточки я приношу домой, над дверями в косяки засовываю. А оставшиеся сушу и всю зиму кладу в чай. Помогает от болезней.

– А в церковь вы сразу же стали ходить, как она открылась? – спрашиваю Алевтину.

– Это я по годам старая, а как христианка совсем молодая. Постоянно стала ходить в храм после того, как шесть лет назад съездила в Дивеево. У меня там какой-то перелом наступил. Было ощущение, будто в раю побывала. Тишина, спокойствие, цветов много. Каждый день мы купались в источниках, на службы ходили. Я на послушаниях в трапезной посуду мыла, убирала территорию. Ездила тогда с паломнической группой, и у нас в группе одна женщина была с маленькой дочкой, инвалидом-колясочником. Они приехали туда уже в третий раз. Дочка полностью парализованная, испытывает боли, а после Дивеево они у неё проходили. И вот девочка каждый год ждала этой поездки, задолго начиная просить маму, чтобы она её опять свозила к батюшке Серафиму... После этой поездки я поняла, что на службы надо ходить не от случая к случаю, а регулярно, больше думать о спасении своей души. Стараюсь теперь не пропускать ни одной службы: ни субботней, ни воскресной.

После окончания хода я спросил Алевтину, как она себя в этот раз чувствовала.

– Сегодня даже не заметила, как мы прошли, – улыбнулась она. – Устала немножко, но мне показалось, что сегодня прошли в два раза быстрей. Посмотрела на часы – а по времени то же самое получается. Даже удивилась. В первый раз было намного тяжелей...

Черёмуховый цвет

После пяти километров пути лесная дорога вывела нас на большое кладбище, где батюшки отслужили литию по всем здесь почившим. Затем мы вышли из леса в посёлок, где располагается несколько больничных корпусов инвалидного дома. Посёлок так и называется – Индом. Болящих, плохо ходящих людей сюда свозят со всей республики. Это не только престарелые люди, но ещё и достаточно молодые. Видимо, медперсонал предупредил больных о приближении хода заранее, и те, кто мог ходить, вместе с сестричками и врачами в белых халатах вышли к дороге встречать ход. Как же сияли их лица! Иконы, хоругви, пасхальное пение – для них это праздник.

Дальше несколько километров наш путь тянулся по Черёмуховке. Это большая и красивая деревня. Видно, что рядом с заброшенными, полуразвалившимися домами строятся новые. Значит, молодёжь не вся разъезжается по городам, кто-то остаётся жить на своей родине – строят просторные дома, заводят хозяйство, рожают детей.

Сто лет назад в Черёмуховке на берегу реки стояла часовня Архистратига Божия Михаила. На этом месте, на пересечении дорог, крестный ход сделал остановку. Батюшки прочитали Евангелие. Сейчас на месте часовни кто-то додумался поставить баню. А когда часовня только была разрушена, в ограде её построили дом родители Надежды Павловны Рубцовой, которая шла с нами в ходе.


Надежда Павловна Рубцова

– Вы первый раз в крестном ходе? – спросил я эту 62-летнюю женщину.

– В прошлом году мы только на праздничную службу в Архиповку приезжали. А в этом году решилась пойти и в ход. И такое чувство удовлетворения, так благодарна Господу, что даже слов нет! На будущий год, если жива буду, опять пойду.

– Вы сами из Летки?

– Сейчас с мужем в Летке живём. А раньше с родителями жила здесь, у бывшей часовни. Место это называлось «часовня улт». Сейчас-то наш дом пустой стоит, никто не живёт.

– Вы запомнили часовню, какой она была?

– Нет, я родилась уже после разрушения. У меня родители были яростными атеистами, вот дом здесь и построили. Бабушка отговаривала их и оказалась права. Очень тяжело нам жилось, всё какие-то несчастья преследовали.

После школы я из дома уехала, поступила в педагогический институт, затем по направлению работала в Иркутской области, в посёлке Харанжино, куда при строительстве Братской ГЭС переселили все деревни, попавшие под затопление. Людей было много, в школе восемьсот с лишним учеников. Вот там отработала 35 лет завучем, потом директором. А вышла на пенсию и вернулась с мужем на родину. Построили дом в Летке и захотели его освятить. Перед освящением оба покрестились, потом обвенчались в летской церкви – через 37 лет совместной жизни...

И вот сегодня пешочком я с большим удовольствием прошла весь ход. Всю дорогу молилась за всех своих родственников, детей, внуков, за всех близких. Так-то у нас вроде никто не пьёт, муж давно уже в рот не берёт ни капли. И дети ведут трезвый образ жизни. Но молилась, чтобы не искушались этим.

*    *    *

Остаток пути до Архиповки мы прошли очень бодрым маршевым шагом. Впереди с фонарём весь ход возглавлял инок Свято-Макарьевского скита отец Касьян. Своим зычным голосом он поднимал людей с привала и воодушевлял в пути. В конце хода священство так полюбило инока Касьяна, что то и дело просило его: «Ну-ка, отец инок, гаркни нам чего-нибудь, приободри своим словом».

Большую часть пути икону Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» нёс дьякон Свято-Троицкой церкви из Спаспоруба Владимир Иевлев. А остальную часть он шествовал с тяжеленным крестом, подчас неся его в одной руке. Бывший военный, он и в ходу в своих берцовых ботинках шагал по-военному, широким маршевым шагом. Два Саши из приюта, сменяя друг друга, с большой ответственностью, бережно несли то хоругви с ликами Спасителя и Божьей Матери, то металлические иконы-знамёна на древке. Они в первый раз отправились в крестный ход, оба ещё не крещены, и оба попросили окрестить их сразу после хода. Теперь в большой семье Галины Петровны прибавится ещё двое крёстных сыновей.

Батюшки вместе с крестоходцами молились в том числе и об умиротворении военного конфликта на Украине, где проливается кровь наших братьев во Христе. Думаю, что каждый христианин сейчас сугубо молится о спасении Украины – о нашем братском славянском народе, откуда пошла Русь Православная.

 

Крестный ход движется по селу Архиповка, даже козы изумлены таким неслыханным количеством людей

Окончился крестный ход в селе Архиповка, в храме иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» Свято-Макарьевского скита. За несколько сот метров до Архиповки встречный ветер донёс до нас удивительные запахи цветущей черёмухи, которой окружён весь скит. На престольный праздник храма приехали православные из других сёл и деревень. Немного передохнув, батюшки начали службу, по окончании которой почти все крестоходцы исповедовались и причастились. А потом прямо под черёмухами за большими накрытыми столами всех ждала праздничная трапеза с холодной окрошкой, кашей, горячим чаем и пирогами.

Евгений СУВОРОВ
Фото автора и Любови Ивановой

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга