ПАЛОМНИЧЕСТВО С МОЛИТВОЙ О БЛИЗКИХВсе цвета радугиКогда Люба Иванова предложила мне пойти в крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», который совершается уже третий год в Прилузском районе Коми, я с радостью согласился. Люба бывала во многих ходах. Великорецкий никогда не пропускает и считает его главным событием года. Кажется, что и Новый год у неё начинается не с 1 января, а с 3 июня, когда из Кирова отправляется на реку Великую. Благодаря фильму протоиерея Владимира Неганова о Великорецком ходе, где есть в числе прочего и сюжет про Любу, теперь о ней знают во всём православном мире. Хотя в том фильме рассказано, конечно, не всё. Она ходила с нами в двухнедельное путешествие к Поклонному кресту на гору Народную на Приполярном Урале, и я поражался, как у неё ещё оставались силы на каждой остановке молиться и читать акафисты. При подъёме на перевал с тяжеленным рюкзаком сил хватает только на то, чтобы во время короткого привала упасть на рюкзак и отдышаться до следующего перехода. И что примечательно: такие туристические группы состоят не только из верующих, и молодёжь в основном ходит в горы в поисках романтики, но к середине похода уже большая часть туристов вечерами собиралась в Любиной палатке, где вместе со всеми она вычитывала вечернее правило и акафисты. Люба заготовила-распечатала их штук 20, на все случаи жизни. Николаю Чудотворцу мы вместе с ней молились о помощи в пути и просили у святителя хорошей погоды, а Пантелеимону Целителю о здравии, чтобы не было травматизма. И святые помогали. И ещё, может, из-за молитв в том походе почти каждый день нас сопровождали необыкновенно яркие радуги. Это был, наверное, самый яркий поход в моей жизни. Так что я совсем не удивился, что и в этот раз, сев в автобус, Люба сразу же достала свой молитвослов и стала читать акафист Божьей Матери.
В Летке нас со своей дочкой Машей встретила Галина Закирова. Она тоже ходит во многие крестные ходы с малыми детьми – своими и приёмными, а также с внуками и другими приходскими ребятишками, приводя их таким образом к Богу. С 2001-го каждый год в Великорецком её можно было видеть с целым табором маленьких детишек. Когда мы подъехали к их дому, у меня зарябило в глазах от бегающей ребятни. Восемь мальчиков и девочек, лет шести-десяти, вместе играли во дворе в футбол, прыгали на досках-качелях, а ещё восьмеро были дома. И каждый из пацанов пытался взять на руки и поцеловать совсем крохотную годовалую Дашеньку, которая, как одуванчик, с оперением кудрявых светленьких волос, оказывалась на руках то у одного мальчишки, то у другого, то сидела на коленках у дедушки на диване... А бабушка Галина Петровна всем давала нагоняй: «Да не берите вы её на руки – заласкаете!» Не сразу я разобрался в этом детском муравейнике, где чьи детки, пока выяснил, что, кроме своих внуков, которых у Закировых семеро, в доме бегают ещё соседские мальчишки, четверо детей приёмных (двоих воспитывает Галина Петровна со своим мужем, двоих – её дочка Маша). Ещё двое 14-летних пареньков (оба Саши) пришли на субботу-воскресенье из детского приюта, а у Дашеньки – совсем чужого ребёнка – недавно умерла мама от рака, и пока её папа находится на вахтовых заработках, девочка живёт в этой большой и дружной семье, ставшей для неё родной. Всю эту ораву Закировы кормят у себя дома. За большой стол в гостиной приходится садиться в несколько приёмов. Обязательно перед трапезой дети читают «Отче наш» и «Богородицу», а перед сном все вместе под руководством бабушки по очереди вычитывают вечернее правило. Несмотря на такую детскую армию, в доме завидная чистота. Даже обои не ободраны и не изрисованы, что меня особенно удивило. Во всех комнатах находятся иконы, а в гостиной – большой молитвенный уголок в три ряда. Ближе к полуночи все детки легли спать, а Галина Петровна ещё долго молилась, вычитывая правило к причастию. Ей самой в эту ночь так и не удалось прилечь: в четыре часа утра она уже будила маленьких крестоходцев и помогала им собираться. Разные деткиОт дома Закировых до Спасо-Преображенской церкви в Летке около километра пути. К пяти утра все крестоходцы уже были в храме, и батюшки, приехавшие со всего Прилузского района, соборно начали служить водосвятный молебен перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», праздник которой отмечался в тот день. Все они прибыли со своими прихожанами. Из Объячево благочинный Георгий Бенца привёз целый автобус с церковным хором и детками из воскресной школы. Протоиерей Стефан Сидор на ход прибыл из соседней Кировской области, из города Мураши, где служит в Свято-Пантелеимоновом храме. Ещё до назначения отца Аркадия Паршукова на приход в Летку отец Стефан шесть лет окормлял это село, приезжал сюда по просьбе самих сельчан, поскольку другого священника рядом не было. Довольно редкий случай, когда священник из одной епархии служит в другой, да ещё по просьбе местных жителей. А с отцом Аркадием, новым настоятелем, отец Стефан не просто подружился, а породнился. Они стали кумовьями, и вот уже на протяжении двадцати лет поддерживают эти родственные отношения, помогая друг другу в церковных делах.
Покаянный крестный ход из Летки в Архиповку проходит уже в третий раз. В прошлом году в нём участвовало около ста человек. Приблизительно столько отправилось и нынче. Добрая половина участников – дети, от годовалого до десятилетнего возраста. А ведь путь не близкий – 17 километров, около пяти из них придётся пройти по заброшенной лесной дороге, которая утопает в длинных лужах и пересекается ручьём шириной метров десять. Лужи нужно обходить по обочинам дороги, а ручей переходить вброд. Галина Петровна говорила, что этот ход ей даётся гораздо тяжелее, чем 90-километровый Великорецкий, потому что он покаянный. Мне так не показалось. Может быть, она просто за очень многих людей молится в пути, прося заступничества у Божьей Матери перед Её иконой «Неупиваемая Чаша». Сказывается и то, что в такую дорогу 62-летняя женщина отправилась после бессонной ночи и на голодный желудок. Ведь до причастия, которое будет только в час дня на праздничной литургии в архиповском храме, ни есть, ни пить нельзя. Я на такой самоотверженный поступок просто не решился, а детки и пожилые люди терпели голод все восемь часов хода. – Хорошие детки у вас в Летке, – невольной рифмой обращаюсь к отцу Аркадию на привале.
– Да, детки хорошие, к Богу тянутся. В воскресные дни детей очень много на службе, все причащаются, – подтверждает батюшка. – Некоторые в воскресную школу ходят, участвуют в Афанасьевских чтениях, которые мы проводим совместно со школой. Последнее время и учителя стали чаще приглашать меня в школу, и сами приводят в храм детей целыми классами, чтобы я с ними беседовал. Но розовых очков не надо, есть и хулиганы. Как-то во время вечернего богослужения пятиклассники из вечерней смены открыли двери храма и так сильно начали кричать, что бабушки схватились за сердца от неожиданности. Рядом с храмом у нас старинное кладбище, которое было ещё около прежнего храма. После разрушения каменной церкви бульдозерами разровняли и кладбище. На его месте потом построили дома и школу. После этого черепа и кости долго выкапывали на своих огородах. Когда мы новый храм стали строить, тоже несколько костей нашли. Захоронили их в общей могиле и крест поставили. Прихожане, идя в храм, вначале к нему прикладываются. А школьникам на этом кресте хочется повисеть, полазить по нему. Видимо, надломили его. И вот мимо храма шёл учитель истории, перекрестился на крест, а в этот день был сильный ветер, и крест над упокоенными рухнул у него на глазах... Так что детки разные бывают. Одни в храме молятся, другие около храма курят. Начнёшь им выговаривать, так они ещё тебя обзовут по-всякому. – Когда я приезжал к вам в 2002 году (Всякое дыхание да хвалит Господа, «Вера», № 413, май 2002 г.), вы говорили о больших проблемах с пьянством, которые были тогда в селе и в ближних деревнях. Наверно, крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» специально организован, чтобы молиться об избавлении от этого недуга? – Конечно, от пьянства люди страдают. Деревни вымирают. Работы нет, кто хочет заработать, уезжают на вахты. А кто не хочет, около сельсовета собираются с утра и до позднего вечера там стоят, ищут выпить. И в этом ходу, конечно, многие молятся и за себя, и за своих близких, подверженных пьянству. А вообще, в крестный ход идут каждый со своими проблемами. В прошлом году на Великорецком ходу я поинтересовался у двух женщин, зачем они пошли. Оказывается, у них умер близкий родственник, и чтобы его душа в течение сорока дней проходила без искушений мытарствами, они отправились пешком на Великую и молились за него. Господь всех слышит и всем помогает... Троицкая суббота
Воскресный день выдался солнечным, на небе ни облачка. На деревьях ещё совсем недавно проклюнулись первые листочки, и трава только-только пошла в рост. От пробуждающейся природы и первых цветов ароматы – как от ладана. В лесу по сторонам дороги то тут, то там кукуют кукушки, желая «Многие лета» паломникам. Птички вместе с крестоходцами славословят Господа. У людей настроение приподнятое, батюшки совместно с хором поют пасхальные каноны. Переодевая кроссовки на резиновые сапоги, я отстал от хода. Голоса людей в удалении так переливаются, будто ангелы поют на Небесах. Благодать Божия витает в воздухе. И такое ощущение было не у одного меня, но и у Алевтины Власовой, 63-летней прихожанки Свято-Преображенского храма, отправившейся в этот ход в третий раз. Весь путь она помогала семье Закировых вести под ручки и переносить через лужи маленьких детей. В марте Алевтина похоронила 43-летнего сына. Умер при невыясненных обстоятельствах в геодезической партии. Зимой его нашли замёрзшим в своём геологическом домике, сидящим за столом в тонкой футболке. – Незадолго перед бедой мы ездили с сыном в Троице-Сергиеву лавру, – рассказывает Алевтина на одном из привалов. – Ему очень понравилось. В этом году опять собирались вместе поехать. Там хорошо, столько красивых храмов, службы такие благодатные! Сейчас бы вместе молились на богослужениях, радовались жизни, а вместо этого теперь хожу к нему на могилку. Вот на Троицу ещё пойду. Прежде, до открытия церкви, во всей нашей округе Троица считалась главным праздником. В Троицкую субботу у нас все ходят на могилки. А в Летке два кладбища. В субботу на одно сходим к могилкам родных, а в воскресенье обязательно идём на другое. Там сослуживцы, с которыми я много лет в лесопункте проработала, похоронены – как к ним не подойдёшь? Всё кладбище обойдём, каждого вспомним. Бывает, на кладбище выходим рано утром, а домой возвращаемся поздно вечером. А после могилок обычно идём по гостям, празднуем Троицу. Слава Богу, теперь у нас храм есть. И Троицу с молитвой празднуем. А потом освящённые берёзовые веточки я приношу домой, над дверями в косяки засовываю. А оставшиеся сушу и всю зиму кладу в чай. Помогает от болезней. – А в церковь вы сразу же стали ходить, как она открылась? – спрашиваю Алевтину. – Это я по годам старая, а как христианка совсем молодая. Постоянно стала ходить в храм после того, как шесть лет назад съездила в Дивеево. У меня там какой-то перелом наступил. Было ощущение, будто в раю побывала. Тишина, спокойствие, цветов много. Каждый день мы купались в источниках, на службы ходили. Я на послушаниях в трапезной посуду мыла, убирала территорию. Ездила тогда с паломнической группой, и у нас в группе одна женщина была с маленькой дочкой, инвалидом-колясочником. Они приехали туда уже в третий раз. Дочка полностью парализованная, испытывает боли, а после Дивеево они у неё проходили. И вот девочка каждый год ждала этой поездки, задолго начиная просить маму, чтобы она её опять свозила к батюшке Серафиму... После этой поездки я поняла, что на службы надо ходить не от случая к случаю, а регулярно, больше думать о спасении своей души. Стараюсь теперь не пропускать ни одной службы: ни субботней, ни воскресной. После окончания хода я спросил Алевтину, как она себя в этот раз чувствовала. – Сегодня даже не заметила, как мы прошли, – улыбнулась она. – Устала немножко, но мне показалось, что сегодня прошли в два раза быстрей. Посмотрела на часы – а по времени то же самое получается. Даже удивилась. В первый раз было намного тяжелей... Черёмуховый цветПосле пяти километров пути лесная дорога вывела нас на большое кладбище, где батюшки отслужили литию по всем здесь почившим. Затем мы вышли из леса в посёлок, где располагается несколько больничных корпусов инвалидного дома. Посёлок так и называется – Индом. Болящих, плохо ходящих людей сюда свозят со всей республики. Это не только престарелые люди, но ещё и достаточно молодые. Видимо, медперсонал предупредил больных о приближении хода заранее, и те, кто мог ходить, вместе с сестричками и врачами в белых халатах вышли к дороге встречать ход. Как же сияли их лица! Иконы, хоругви, пасхальное пение – для них это праздник. Дальше несколько километров наш путь тянулся по Черёмуховке. Это большая и красивая деревня. Видно, что рядом с заброшенными, полуразвалившимися домами строятся новые. Значит, молодёжь не вся разъезжается по городам, кто-то остаётся жить на своей родине – строят просторные дома, заводят хозяйство, рожают детей. Сто лет назад в Черёмуховке на берегу реки стояла часовня Архистратига Божия Михаила. На этом месте, на пересечении дорог, крестный ход сделал остановку. Батюшки прочитали Евангелие. Сейчас на месте часовни кто-то додумался поставить баню. А когда часовня только была разрушена, в ограде её построили дом родители Надежды Павловны Рубцовой, которая шла с нами в ходе.
– Вы первый раз в крестном ходе? – спросил я эту 62-летнюю женщину. – В прошлом году мы только на праздничную службу в Архиповку приезжали. А в этом году решилась пойти и в ход. И такое чувство удовлетворения, так благодарна Господу, что даже слов нет! На будущий год, если жива буду, опять пойду. – Вы сами из Летки? – Сейчас с мужем в Летке живём. А раньше с родителями жила здесь, у бывшей часовни. Место это называлось «часовня улт». Сейчас-то наш дом пустой стоит, никто не живёт. – Вы запомнили часовню, какой она была? – Нет, я родилась уже после разрушения. У меня родители были яростными атеистами, вот дом здесь и построили. Бабушка отговаривала их и оказалась права. Очень тяжело нам жилось, всё какие-то несчастья преследовали. После школы я из дома уехала, поступила в педагогический институт, затем по направлению работала в Иркутской области, в посёлке Харанжино, куда при строительстве Братской ГЭС переселили все деревни, попавшие под затопление. Людей было много, в школе восемьсот с лишним учеников. Вот там отработала 35 лет завучем, потом директором. А вышла на пенсию и вернулась с мужем на родину. Построили дом в Летке и захотели его освятить. Перед освящением оба покрестились, потом обвенчались в летской церкви – через 37 лет совместной жизни... И вот сегодня пешочком я с большим удовольствием прошла весь ход. Всю дорогу молилась за всех своих родственников, детей, внуков, за всех близких. Так-то у нас вроде никто не пьёт, муж давно уже в рот не берёт ни капли. И дети ведут трезвый образ жизни. Но молилась, чтобы не искушались этим. * * * Остаток пути до Архиповки мы прошли очень бодрым маршевым шагом. Впереди с фонарём весь ход возглавлял инок Свято-Макарьевского скита отец Касьян. Своим зычным голосом он поднимал людей с привала и воодушевлял в пути. В конце хода священство так полюбило инока Касьяна, что то и дело просило его: «Ну-ка, отец инок, гаркни нам чего-нибудь, приободри своим словом». Большую часть пути икону Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» нёс дьякон Свято-Троицкой церкви из Спаспоруба Владимир Иевлев. А остальную часть он шествовал с тяжеленным крестом, подчас неся его в одной руке. Бывший военный, он и в ходу в своих берцовых ботинках шагал по-военному, широким маршевым шагом. Два Саши из приюта, сменяя друг друга, с большой ответственностью, бережно несли то хоругви с ликами Спасителя и Божьей Матери, то металлические иконы-знамёна на древке. Они в первый раз отправились в крестный ход, оба ещё не крещены, и оба попросили окрестить их сразу после хода. Теперь в большой семье Галины Петровны прибавится ещё двое крёстных сыновей. Батюшки вместе с крестоходцами молились в том числе и об умиротворении военного конфликта на Украине, где проливается кровь наших братьев во Христе. Думаю, что каждый христианин сейчас сугубо молится о спасении Украины – о нашем братском славянском народе, откуда пошла Русь Православная.
Окончился крестный ход в селе Архиповка, в храме иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» Свято-Макарьевского скита. За несколько сот метров до Архиповки встречный ветер донёс до нас удивительные запахи цветущей черёмухи, которой окружён весь скит. На престольный праздник храма приехали православные из других сёл и деревень. Немного передохнув, батюшки начали службу, по окончании которой почти все крестоходцы исповедовались и причастились. А потом прямо под черёмухами за большими накрытыми столами всех ждала праздничная трапеза с холодной окрошкой, кашей, горячим чаем и пирогами. Евгений СУВОРОВ | |||||||||||