ПАМЯТЬ ПОЭТ, АРЕСТАНТ, СВЯЩЕННИК28 июня 2014 года исполняется 10 лет со дня смерти протоиерея Дмитрия Сергеевича Дудко, церковного писателя, поэта, проповедника «Почему я должен плакать?»В 2001 году от бывшего узника ГУЛАГа Павла Почиталина я получил письмо, в котором тот сообщил мне о прошедшем лагерные этапы в Коми АССР Дмитрии Дудко: «Дудко Дмитрий Сергеевич был арестован в Духовной семинарии г. Москвы за "антисоветскую деятельность среди студентов". Статья 58-10, срок – 10 лет ИТЛ. После освобождения закончил Московскую духовную академию. За нарушение устава службы в храме (выпуск стенгазеты и вечерние лекции среди молодёжи) подвергся остракизму не только со стороны КГБ, но и церковных властей. В годы Суслова арестован вторично, но быстро выпущен по протестам стран Запада. Дело в том, что до этого он успел выпустить и напечатать шесть книг, которые были переведены на многие языки. Американские футболисты, например, приехав на матч в Москву, вышли на поле в майках с изображением Дмитрия Дудко. Вот его адрес… его телефон…» В том же году я написал письмо о. Дмитрию, а он мне прислал книгу своих воспоминаний – «Подарок от Бога». Каким лёгким и понятным слогом рассказывает он о тяжёлой жизни! Словно художник, отдельными мазками своих и чужих историй из лагерной жизни он создаёт картину бытия в лагерной Инте. Но приступим с начала... Родился будущий протоиерей в 1922 году в деревне Зарбуда Брянской области. Семья крестьянская. Отец, Сергей Ермолаевич Дудко, был арестован в 1937 году за отказ вступить в колхоз. Мать, Елизавета Никаноровна, осталась одна с четырьмя детьми на руках: Дмитрием, Владимиром, Николаем, Матрёной. В 1941-м они оказались под немецкой оккупацией, а когда пришли наши в 1943-м, Дмитрия призвали в Красную армию. Воевал. В 1944 году после ранения и перенесённого заболевания тифом его комиссовали из армии. Сразу после войны Дмитрий поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1947 году продолжил занятия в Духовной академии. Но не проучился там и года. 20 января 1948 года его арестовали и по известной статье 58-10 УК (антисоветская пропаганда и агитация) приговорили к 10 годам лагерей с последующим поражением в правах на пять лет. Дудко был обвинён в том, что в 1942 году (тогда ему было 20 лет) он, находясь в оккупации, опубликовал свои стихи в газете, которая издавалась, разумеется, под контролем оккупационных властей. Вот как увидел свой арест Дмитрий Дудко: АРЕСТ А вот как описал он вынесение приговора: «Вскоре вызвали меня, майор монотонным голосом спросил: – Вы знаете, что по вашему делу совершился суд? Я ответил, что ничего не знаю. Он таким же голосом продолжал: – Я уполномочен объявить вам приговор суда. – Мне встать? – спросил я, поскольку раньше мне предложили сесть. – Встаньте. Я встал, перекрестился. Приговор гласил: "Десять лет исправительно-трудовых лагерей за сочинение и распространение антисоветских стихов и рассказов…" – Я буду жаловаться, – сказал я. – Обжалованию не подлежит. Мне оставалось сказать спасибо, на этот раз меня не спросили, за что я благодарю, и, как подобает в таком случае, ответили: "Пожалуйста", – и проводили снисходительно. Я вошёл в камеру с улыбкой на лице; я не знаю почему, но мне стало весело. – Как, освободили? – в один голос спросили у меня. – Десять лет, – ответил я. – А почему ты улыбаешься? – А почему я должен плакать? И это было неожиданно и ободрительно для всех, все как-то заговорили о том, что мы переживём эти несчастья, они временны, что будет справедливость, на меня смотрели как на героя, зажёгшего первый свет ободрения…» А потом последовал этап в Коми АССР, в Инту. «На этап нас взяли неожиданно. Пришло несколько офицеров, закричали на нас – что это мы всё время лежим на нарах, этого, мол, не положено, сделали обыск. Время этапа мне помнится так. В вагонах мы могли только сидеть, сидя и спали. Но дорогу нам выдали хлеб и очень солёную рыбу. Помню, что очень хотелось пить, знающие предупреждали об этом, чтоб не ели рыбу, но кто мог удержаться? Продуктов на весь этап не хватило, в лагерь мы прибыли, подобрав все остатки. Дорогой нам подбрасывали блатных, те пытались щупать наши мешки, вспыхивали драки. После того как происходили драки, от нас их убирали; создавалось впечатление, что к нам их подбрасывают с целью ухудшить наше и без того тяжёлое положение. Особенно трудно было, когда нас из вагонов вели в пересыльную тюрьму, передавая другому конвою, выстраивали, обязательно спрашивали о наших претензиях. Если кто-либо заявлял о грубости конвоя, того обязательно по прибытии на место избивали, и всем остальным становилось хуже. Гнали как собак, на отстающих кричали, что пристрелят: "Не у тёщи на именинах, здесь некому вам жаловаться, мы для вас и судья, и прокурор!.." Север нас встретил холодом, мокрой метелью. В Москве в это время распускались деревья, всё зеленело, а здесь ещё продолжалась зима. И начался лагерь, восемь с половиной лет. Вечно голодный, грязный, усталый до изнеможения. Помню, что я ослабевал до того, что, когда нужно было срубить дерево, я не в состоянии был поднять топор. Рубану один раз и отдыхаю, в глазах темнеет…» В Минлаге
Лагерный быт Дудко описал отдельными эпизодами: «С каждым годом мы превращались всё больше и больше в бессловесный скот: водянистые глаза, все грязные, ходили только в лагерной одежде, своей не разрешалось. Выходных было мало. Когда бывал выходной, все старались отоспаться, хотя не всегда это удавалось, часто утренняя поверка тянулась до двенадцати часов. Выводили строиться, держали по часу. В зоне вывешивали газеты, но тех, кто читал их, брали на заметку. У кого была книга, тот был счастливый человек. В ушах стоял звон рельсы, надзиратель выбивал подъём. Морозно, холодно, спать хочется. Шмон на вахте, шмон по прибытии в зону. Потом повесили номера – казалось бы, что в этих номерах? – а воспринимали их тяжело, казалось, другого имени нам нет, как з/к – скотина, а номер ещё что-то худшее. Вызывали не по имени, по номеру. У меня был номер К-956, он на всю жизнь запомнился. Я сейчас вот уже не помню, которого числа меня судили, смутно помню, когда освободился, а номер помню. Потом удлинился рабочий день, по четырнадцать часов работали. Многие становились дистрофиками. Дистрофиками считались не исхудавшие, а те, у кого на ягодицах кожа висела, как мешочки, таких брали в больницу… Потом запретили письма, один раз в год разрешалось. Режим всё ужесточался, на обед можно было идти – это вечером после работы! – когда зажжётся свет над столовой – бегом! На обед отводилось десять минут, не успел доесть – всё оставляй на столе, выносить не дают, в дверях надзиратель проверяет. В зоне можно было ходить только по боковым дорожкам. По центральным дорожкам ходит начальство. Если кто случайно заходит на центральную – сажают в карцер. От трудной жизни некоторые становились доносчиками, стукачами, чтоб чем-то облегчить свою жизнь; их многих убивали… Помню, как одно время наводило на всех ужас то, что из шахты каждый день прибывали раненые или убитые, шахта была не механизирована. Открывался настоящий фронт. Я очень долго оставался жизнерадостным, оптимистичным, а потом и у меня забродили мрачные мысли, иногда думал, что отсюда не выйду. Единственная отрада была – что есть иная жизнь, есть Бог. Он видит все страдания…» Здесь следует уточнить, что обязательное ношение номеров на одежде заключённых обязывал приказ МВД СССР о создании особых лагерей. Этим же приказом вводились и другие ужесточения, касающиеся удлинения рабочего дня, сокращения переписки, – заключённые превращались в каторжников, а Интинский ИТЛ стал именоваться Особым лагерем № 1 – Минлаг, т. е. Минеральный лагерь. Весь Интинский лагерь стал Минлагом, а вот в Воркуте произошло разделение на два лагеря: собственно Воркутлаг и особый лагерь № 6 – Речлаг. Возможно, прочитав столь длинную выдержку из воспоминаний отца Дмитрия, кто-то заворчит: сколько можно?! Отвечу словами Ольги Берггольц, хоть и посвящёнными войне: «Это нужно не мёртвым, это нужно живым!» Надо помнить, чтобы не повторилось. В лагере Дмитрий Сергеевич начинает бороться и за себя, и за души своих соседей по несчастью. Он ободряет заключённых, уверяет их, что мучения всё равно кончатся. На него смотрят как на младенца, его слова относят к молодому возрасту и непониманию ситуации этим проповедником жизни. И никто не верит, что Дудко воевал, имел ранения. А самого Дмитрия Дудко спасала его яростная тяга к стихам. Уединялся при любой возможности, на клочках бумаги набрасывал строчки… Написанное хранил у надёжных, по его мнению, солагерников. На зоне он встретил всё: и предательство, и донос, и непонятное для него вежливое отношение со стороны оперативников… Жестоких тоже хватало, и он пишет об их рвении. Но отдельно и тепло рассказывает и о человеческом отношении к себе. Когда, например, после доноса надзиратель застал его за написанием стихов и отобрал исписанные листочки, привёл к оперативнику. Тот отматерил его и пригрозил сгноить в карцере. Но, после того как надзиратель ушёл, вдруг молодой оперативник стал вежливым, а потом всегда сам здоровался, несколько раз отставлял от этапа. «Что такое? Отчего оперативник, который всегда ухудшает положение заключённых, вдруг ко мне проявляет такую снисходительность, делает добро? На этом ОЛПе (отдельном лагерном пункте. – А.П.) были лёгкие работы, и на нём больше месяца никто не держался, а я оставался на этом ОЛПе месяцев шесть или более. Обычно стукачам давали такие поблажки, но я никогда не стучал. Раз как-то хотели сыграть на моей религиозности – мол, религиозный человек должен говорить правду, – вызвали и сказали: "Ну вот, когда вы услышите, что кто-то собирается в побег, вы скажете нам об этом? Ведь вы верующий, должны говорить правду!" Я ответил, что постараюсь сам отговорить от побега, но доносить не буду, – и больше меня никогда не вызывали… Один поддавшийся их уговору студент академии, слабовольный, хотя и добрый человек, сказал мне по секрету, что меня там считают махровым антисоветчиком, отпетым человеком. Один священник, с которым я сидел и которого вызывали на предмет покупки, рассказывал, как ему говорили: "Если мы вызываем, значит, мы в вас ещё верим, которых не вызываем, таких считаем для себя потерянными". Я был для них потерян, и слава Богу! Вот был бы найденным для Бога!» Будущий священник старался в лагере нести людям слово утешения, слово, вселяющее надежду. Никто из оперативников не смеялся над его религиозностью, ему доверяли. Именно поэтому, как считал и Дмитрий Сергеевич, он был избавлен от перевода на работу в шахту, где, как он справедливо полагал, с его слабым здоровьем он бы долго не протянул.
Все знали, что тайком Дудко что-то сочиняет, но особенно не мешали, хотя порой у него изымались записи и уничтожались. Возможно, в лагерном деле зека Д. Дудко и сохранились какие-то листочки с записями... Когда я, будучи в Воркуте, открыл лагерное дело поэта Валентина Соколова, первыми страницами в нём были именно стихи, изъятые во время обыска: некоторые аккуратно переписаны для удобного чтения начальством, другие сохранили в себе страсть автора. Стихи эти потом были опубликованы и в газетах, и в сборниках. Из-за стихов Дудко получил и второй срок. «Как-то пришёл я с работы; литовец, который прятал мои стихи, сообщил, что был обыск и мои стихи забрали. Я ждал, что меня вызовут и посадят, но меня не вызывали, а наоборот: все, так или иначе связанные с начальством, стали заговаривать со мной, приглашать к себе… Другой еврей, заведующий библиотекой, пригласил меня к себе. Он был по профессии журналист… Как-то попросил меня написать мои мнения о ритмике. Я написал, как понимал, а потом это фигурировало в моём деле…» Из официальной справки: «Дудко Дмитрий Сергеевич... Заключённый Минлага МВД. Проживал: Коми Респ. Арестован 13 декабря 1951 года. Приговорён: лагсуд Минерального лагеря МВД СССР 21 февраля 1952 г., обв. по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР. Приговор: 10 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах». Спустя год умер Сталин, но отпустили Дудко не сразу. Только в марте 1956-го, как говорится в справке, он был «освобождён за нецелесообразностью дальнейшего содержания в ИТЛ». Что вкладывалось в понятие «целесообразность», осталось без разъяснения. В чём же состояла антисоветская пропаганда арестованного? Когда комиссия рассматривала в 56-м вопрос о его освобождении, ему задавали вопрос и о первом аресте, и о втором. Дудко отвечал: «– Я, в частности, был недоволен политикой Сталина, критиковал недостатки… Я того не знал, что у нас были враги народа… – Кого вы имеете в виду: враги народа? – Берию и других, – Берия к тому времени уже сошёл со сцены… – …А вы с оружием в руках против советской власти не выступали? – Нет. Это противно моим религиозным убеждениям: всякая власть от Бога. – Кем вы работаете в лагере? – Фельдшером. – Как, учились в Духовной академии, а работаете фельдшером? – Я здесь окончил медицинские курсы, – соврал я. – Вы свободны, – сказал мне он ничего не выражающим голосом. Я подумал, что свободен от разговора с ними, поблагодарил их, мне ответили: "Пожалуйста", и я ушёл…» На краю жизниВозможно, поводом для повторного ареста в 1952 году стали не только стихи. Но в них и вправду обвинители могли увидеть несломленность духа, чего они боялись, наверное, более всего: НОМЕР НА СПИНЕ В лагерных записях Дмитрия Дудко виден характер будущего священника – его сила духа и твёрдость, которая кому-то может показаться «упёртостью». Эта его твёрдость побеждала и тогда, когда после освобождения ему хотели отказать в поездке в Москву и когда по причине лагерного прошлого отказывали в столичной прописке. Он стоял на своём и ничего не боялся. В воспоминаниях меня заинтересовали характеристики отдельным солагерникам. Когда я прочитал строчки, посвящённые заключённому по имени Евгений Иванович, то сделал себе отметку: кажется, об этом человеке знаю! Фамилия не была названа, но по отдельным эпизодам можно было догадаться. И я написал Дмитрию Сергеевичу в письме: «В начале декабря в нашей местной газете "Красное знамя" я опубликовал статью, которую озаглавил "Второй лагерный срок лётчика Щирова"… Материал к статье я получил из архивного дела, по которому, помимо С. С. Щирова, проходил и Е. И. Дивнич. Дело хранится в архиве ФСБ… Из ваших вступительных строк узнал, что Е. И. Дивничем была написана книга – какая? Зная о его прекрасном образовании, я не исключаю, что этот человек мог писать и стихи, и прозу, а также мог оставить воспоминания. Так ли это?» Ответ пришёл довольно быстро. «Дорогой Анатолий Александрович! О Дивниче Евгении Ивановиче. Он мне говорил, что его настоящая фамилия Милованов, но мы на эту тему с ним не распространялись. Писал ли он стихи или прозу, определённо сказать не могу. В то время, когда мы были с ним, он занят был борьбой. Сдался ли он, написав книгу, о которой напоминается в журнале "Наш современник", нельзя утверждать. Он самозабвенно любил Россию, таких людей осталось немного». Эта оценка о. Дмитрием многого стоит. В лагере сидели люди с разными политическими взглядами. Например, Дивнич, находясь в эмиграции до 1944 года, был активным членом НТС (Народно-трудового союза). Но важно другое – «он самозабвенно любил Россию». После освобождения в 1956 году Дмитрий Дудко вернулся в Москву. Его долго не восстанавливали на первом курсе академии, видимо, перестраховывались. Но были и другие люди – теплом и добром встретили его монахи и монашки, каждый норовил поделиться с ним деньгами, пусть небольшими суммами, но сочувствующих-то много. Такими же отзывчивыми предстают в воспоминаниях Дудко и отдельные студенты и преподаватели академии. Он из этих пожертвований помогал и матери… В те же годы он женился. О супруге, ушедшей из жизни через сорок лет совместной жизни, он оставил проникновенные строчки любви и скорби. Духовную академию Дудко окончил в 1960 году. Тогда же был рукоположён в священники. Служил в московском храме Петра и Павла. В 1963 году этот храм был закрыт и взорван. Отца Дмитрия перевели служить в храм Святителя Николая на Преображенском кладбище. Один из жизнеописателей, В. Смык, так охарактеризовал то время: «Мировую славу отцу Дмитрию принесли ответы на вопросы прихожан (в том числе и на самые острые). В начале 70-х годов говорить с амвона с народом не многие решались. В субботу после всенощной в тесный храм Святителя Николая на Преображенском кладбище набивался народ со всей Москвы: стояли учёные, писатели, художники, молодёжь (что тогда было в новинку), крестьянки из подмосковных деревень. Ему запрещают служить, отправляют подальше от столицы...» Служить ему запретили в 1973 году «за нарушение церковной дисциплины», а точнее, за его проповеди. Запрет через четыре месяца был снят, и о. Дмитрий был отправлен священником в храм Великомученика Никиты в село Кабаново Орехово-Зуевского района Московской области. Там власти в покое его не оставили – судя по разным источникам, священнику подстроили автокатастрофу, в которой он чудом выжил. В 1980 году его снова арестовывают, за книги. Полгода он проводит в Лефортово. Пишет там целый сборник замечательных стихов, выходит на свободу и становится активным общественным деятелем-патриотом. Проповедует, пишет статьи, эссе, басни, рассказы – более сорока книг. Воззрения о. Дмитрия опирались не на идеологию, а на понимание исторического пути России, на любовь к Родине. В одной из статей («Сталин спас Россию от изувера Троцкого» – предисловие к книге М. Лобанова «Сталин») он пытается вникнуть даже в логику диктатора: «Скажу о себе. Я тоже не понимал Сталина как следует, и в своих юношеских стихах писал: "И вы мне кажетесь палач, их погубивший, самый первый", – теперь я готов посмертно попросить у него прощения. Нет, он не был палач, он многим спас жизнь, таким, как Шолохов, его уже должны были убить, и только своевременное вмешательство Сталина спасло его. Также и Булгакова он спас, может быть, тоже от смерти, да и Пастернака, и других. Этот список может быть длинным, впоследствии беспристрастным историкам надо разобраться в этом. И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как владыка Лука, готов воскликнуть: "Сталин – Богодарованный Вождь России". Давайте, наконец, хотя бы разберёмся вот в чём. Если б победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались… трудовой армией для каких-то тёмных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране, и – сохранил Россию… Наследие Сталина надо изучать и изучать, чтоб лучше понять, как нам уберечь Россию. Враги наши это раньше нас понимают, и потому они льют на него такую грязь, чтоб из-за неё мы не видели, кто он такой». Я думаю, это утверждение отца Дмитрия – уважаемого Дмитрия Сергеевича Дудко! – очень спорно. Примеры его насчёт писателей не убедительны: единицы выделены, облагодетельствованы, а сотни других писателей и поэтов пошли по этапам. Не так всё просто... Истину мы познаем, наверное, только за «краем», о чём писал сам Дудко в 1950 году: МАШИНА Умер отец Дмитрий 28 июня 2004 года. Похоронен на Пятницком кладбище Москвы. За десять лет до ухода он написал: «…В жизни я испытал много всяких трудностей: и голод, и фронт, и заключение, и разную клевету, но это не озлобило меня, наоборот – выработало особую снисходительность и сострадание к человеку, благодарность Богу за всё. Сколько мне ещё осталось жить? Это только Богу известно, но если бы у меня сейчас спросили, как бы я хотел построить свою жизнь, я бы сказал: как прожита жизнь – это самый лучший вариант, другого не желаю. Дай Бог закончить свою жизнь, во всём положившись на Бога и возблагодарив Его за всё. С точки зрения веры: и земная жизнь, и тем более небесная нам даруется без блаженства. Жить с Богом – это величайшее счастье» («Вместо автобиографии»). Думая об этом человеке, я нахожу у него симпатичные мне общие черты и с Николаем Александровичем Бруни, и с Владимиром Алексеевичем Солоухиным, которого отец Дмитрий отпевал в Храме Христа Спасителя… Чем они похожи? Цельностью характера, целеустремлённостью, духовной чистотой. Каждый из них проявил себя в чём-то одном или в нескольких добрых начинаниях, но все они оставили светлую память о себе. Анатолий ПОПОВ | ||