ВЕРТОГРАД РУССКИЙ АПРАКОСРазмышления на Евангельские чтения Игольное ушко31 августа И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (16-24). В этом повествовании раскрывается удивительная истина. Даже для добросердечного, порядочного, благочестивого человека наивысшей ценностью часто становится богатство. Не Бог, но богатство. Почему так? Да потому что богатство само по себе обладает огромной притягательной силой… кажется, зачем Бог тому, кого его деньги делают земным владыкой, кто за них без труда получает всё, чего ни пожелает, в чьём распоряжении находятся другие люди, кто способен купить положение и влияние, а при известных обстоятельствах даже здоровье и жизнь. Сердцевиной же христианской веры, напротив, является поставление Бога в центр существования. Означает ли ответ Иисуса богатому юноше, что Господь призывает Своих последователей непременно отказываться от собственности и раздавать своё достояние нищим, дабы самим уподобиться им? Нет. В случае с богатым юношей Иисус обращается к нему персонально. Больше нигде в Евангелии нам не встретится требование Спасителя отказаться от богатства в качестве непременного условия следования за Ним. Призыв раздать имение не является жёстким и бескомпромиссным настоянием, адресованным ко всем людям, – это необходимое условие лишь для тех, кто ищет духовно-нравственного совершенства. Но как быть тем, кто не имеет этого призвания и, продолжая жить в миру, не собирается расставаться со своим богатством, с принадлежащими им материальными ценностями? Священное Писание даёт ответ и этим людям. Господь говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если у человека хватает духовной зрелости и здравомыслия воспринимать сокровища земные не как абсолютную ценность, но лишь как необходимое условие своего существования и помощи другим людям, то в этом случае богатство не может считаться предосудительным. Как же узнать, является ли человек господином своего богатства или его рабом? Очень часто единственным критерием, позволяющим составить представление о системе нравственных ценностей богатого человека, остаётся его способность и готовность к милосердию. Если состоятельный человек не видит необходимости пожертвовать бедным толику от своих доходов, если добро и милосердие не находят места в его сердце, то можно говорить о том, что богатство погубило такого человека. Святейший Патриарх Кирилл Слово церковное говорит следующее: «Омывай, учит оно богатого, грехи свои в мимотекущей воде, т. е. в проходящих мимо ворот нищих; в тех, которые просят у тебя хлеба и воды, одежды, покоя и омовения. Поступай так по силе твоей, а Бог воздаст тебе за это сторицею, как Сам неложно и обещал. Ты сей, а Он возрастит... Помни, что и милостынею покупается Царство Небесное, если только таковая раздаётся от чистого сердца». Пролог в поучениях. К богатым «Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение». Так заканчиваются многие встречи человеческой совести с Христом. Призыв Христов «продай имение твоё и раздай нищим» относится не только к имуществу материальному. Призыв Христа относится к духовной свободе нашей: свободе от плена вещей, идей, идеологий, страстей, привязанностей, – всего того, что становится цепями духовного рабства, балластом, привязывающим нас к земле. «Всё мне позволительно, но ничего не должно обладать мною», – пишет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (6, 12). Именно к этой духовной свободе призывает Христос евангельского юношу и нас с вами. Только эта внутренняя свобода, вручённая нам Богом при сотворении, может дать нам духовную дальнозоркость, решимость сердца и воли принять зов Христов: «Приходи и следуй за Мною». Следовать за Христом туда, где Им Самим обещано «сокровище на небесах» – Царство Божие, вечная жизнь. Таганрогское благочиние. Пресс-центр Если состоятельный человек буквально поймёт эти слова, т. е. продаст своё имение, раздаст деньги нищим, то при этом сам превратится в нищего, а будучи непривычным к такому положению, быстро разочаруется в своих действиях и, что хуже всего, возропщет на Бога – таким образом не только навредит своей душе, но и не сможет уже быть полезным для других. Разве этого хочет от нас Господь? Психология человека такова, что, как правило, не позволяет ему вовремя остановиться в приобретении материальных благ, и он, увлекаясь и распаляясь в достижении намеченных целей, становится рабом плотских потребностей и не может удержать своих вожделений, им овладевает азарт, развивается тщеславие, он начинает верить в свою избранность, т. е. грех гордыни порабощает его. Вот такое состояние души можно считать богатством, богатством тленным, от которого христианину следует избавляться всеми силами. Митрополит Андриан (Четвергов) (РПСЦ) |