Содержание ДЕНЬ ЗА ДНЁМ: Вести из Архангельской, Санкт-Петербургской и других епархий ХРОНОГРАФ: 100000-ЛЕТНЯЯ ВОЙНА «С нынешнего августа началась череда столетних юбилеев. 1 августа – Германия объявила войну России, наша страна вступила в Первую мировую войну. 18 августа – Санкт-Петербург переименован в Петроград. 26 августа – Галич-Львовская наступательная операция, русские войска входят во Львов... И так далее. Череда войн и потрясений вплоть до нашего времени. 100 лет – достаточный ли срок, чтобы посмотреть на произошедшее со стороны? Лично у меня никак не получается. Перед глазами фотоснимки деда в папахе с кокардой и рассказы, как он в Галиции, стоя в ледяной воде, держал переправу. После немецкого обстрела понтоны разъехались, и ему, сапёру, пришлось держать понтоны руками, пока по ним бежали солдаты. Дед дожил до 50-х годов, умер полуслепым – сказались последствия атаки слезоточивым газом. С раннего детства он часть моей жизни – и как же со стороны, «по-научному», я могу воспринимать ту войну? Дед рассказывал, что когда агитаторы в окопах пообещали бесплатно дать землю, вот тогда русский фронт и посыпался...»
СТЕЗЯ: Надежда «Недавно, перебирая документы, наткнулась на её поздравительную открытку: «Оленька, светлая головушка, как же я тебя люблю»… И сразу всплыл в памяти момент нашего знакомства. В редакции, где я работала, срочно потребовался, как сейчас говорят, спичрайтер на тему косметологии, я позвонила в Горздрав, и мне дали номер её телефона...». Жила-была руководитель Облздрава. Хорошо жила. Дочь замуж выдала в Грузию и построила ей там трёхэтажный особняк. А потом осталась одна, в бедности. И последние годы ухаживала за ней бывшая подчинённая, которой чиновница ничего хорошего не сделала. О добром враче.
ВЕРТОГРАД: Русский апракос «Как же узнать, является ли человек господином своего богатства или его рабом? Очень часто единственным критерием, позволяющим составить представление о системе нравственных ценностей богатого человека, остаётся его способность и готовность к милосердию. Если состоятельный человек не видит необходимости пожертвовать бедным толику от своих доходов, если добро и милосердие не находят места в его сердце, то можно говорить о том, что богатство погубило такого человека». Размышления на Евангельские чтения
ЧТЕНИЕ: Бур-Ань «Отпетый сдержал своё слово. Собрав в круг своих подчинённых, он коротко приказал им готовиться к битве с вогулами, приближающимися к селению. Хотя некоторые ушкуйники решились было возражать, что «не стоит о такую погань и рук марать», но тут показались сверху Вычегды многочисленные лодки вогулов, и волей-неволей пришлось готовиться к битве, потому что отступать перед врагом ушкуйники не привыкли. Атаман распорядился отрядить часть людей в обход вогульской шайки по берегу Вычегды, с тем чтобы они ударили с тыла...» Окончание повести о предтече святителя Стефана Пермского.
ВЕРТОГРАД: О порче и сглазе «Как правильно защитить себя от порчи и сглаза» – такое название часто можно встретить сегодня и на фонарном столбе, и в газете, и в передаче по телевизору. Сотни людей, убеждённых, что они подпали порче, приходят в православные храмы или бегут к колдунам, чтобы снять с себя эту заразу. Как правильно нам, православным, относиться к этим представлениям? Ведь среди христиан существуют две взаимоисключающие точки зрения на эту проблему. Одна из них фактически копирует представления оккультизма: зло в мире всемогуще, и наша главная жизненная задача – в создании надёжной защиты от тёмных воздействий. Так выросла целая литература, воспевающая сомнительных «старцев» и особенно «стариц», которые всю жизнь положили на борьбу с колдунами и порчей. О том, надо ли защищаться от "порчи", об отношении к этому мусульман, молитва бывшего колдуна и многое другое...
НА ЛАВОЧКЕ: Недоученный урок «Сын пришёл с прогулки возбуждённый: "Мама, у нас появились беженцы, братик и сестра. Я подошёл к ним, а мальчик меня спрашивает: «Ты кто по национальности?» Я ответил: «Китаец». (На самом деле китаец он только на четверть, а на остальные три четверти украинец, коми и удмурт.) А мальчик сказал, что он украинец. Я подумал, что когда-то давно были на Украине, как и мы. А они стали рассказывать, как в Россию бежали. Сказали, что очень боялись. Когда взрывы были, они в подвале прятались. Сидели тихо-тихо, чтобы их не слышали. Если маленький ребёнок плакал, мама ему рот зажимала, чтобы не слышно было. Очень боялись, когда слышали, что кто-то к ним идёт. Все, кто в подвал бежал, брали с собой ножики. И когда кто-то спускался к ним, мамы эти ножики доставали и держали перед собой..."» ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ: «Задавайте вопросы Библии» «25 июля скончался Евгений Андреевич Авдеенко. Вместе с о. Алексием Сысоевым именно он создал в начале 90-х годов одну из первых и, наверное, лучшую в стране православную классическую гимназию "Радонеж". Более глубоко и осмысленно в той области, которую принято называть православной педагогикой, пожалуй, в стране никто не работал. Евгений Андреевич был знатоком Священного Писания, занимался переводом ряда книг Ветхого Завета. Также был прекрасным филологом, специалистом в области античной и русской классической литературы. К сожалению, гимназия была разгромлена, случившееся не могло не сказаться на его здоровье. До последних дней Евгений Андреевич боролся с болезнью и работал (он несколько последних лет жил в деревне в Ивановской области). Будет жаль, если в память о нём не будет сказано доброго слова...»
Страница размещена 9 сентября 2014 г. | |||||||||||||||||||||||||||||