ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

ЧТО ЕСТЬ АД?

2 ноября (Лк. 16, 19-31)

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят (19-31).

Слово правды произносит праведный Авраам, который отличался исключительным милосердием на земле. Ни один священник не может прийти с разрешительной молитвой, ни один святой – туда, где находятся в вечных муках нераскаявшиеся грешники. И ни один грешник, какое бы дерзновение и отвагу он ни имел, не может перейти оттуда.

Но, с другой стороны, пока мы здесь, нет никакой пропасти. Нет на земле ни одного человека, который из грешника не мог бы стать святым через покаяние. Эта пропасть так глубока, и Господь так милосердно дарует её преодолеть, чтобы мы поняли, что нам даётся, и оценили этот дар Божий.

Протоиерей Александр Шаргунов

Богатство и бедность, здравие и болезни – всё здешнее скоро исчезает. Но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьёй всех помышлений и дел человеческих и или введут в рай, или повергнут в бездны ада преисподнего, откуда выхода вовеки не будет.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Кто-то из древних сказал: «Нет более страшного места отлучения, чем то место, где будут неверные христиане...» Когда мы читаем эту притчу, мы всегда думаем о Лазаре и о богаче, думаем о других. Но что если эта притча обращена к нам? Разве мы не похожи на этого богатого человека? Какое несметное богатство у нас есть духовного ведения! Мы знаем Бога; мы познали Христа: нам открылось Его учение; нам даны Его таинства: в нас обитает Его благодать, веет в Церкви Святой Дух – а мы всё равно остаёмся самодостаточны, замкнуты и стараемся жить привольно, обеспеченно этим богатством, которое Господь нам даёт. Рядом с нами тысячи и тысячи людей изголодались, готовы бы покормиться крупицами, которые падают постоянно с нашего стола, – но мы им не даём: православие принадлежит нам, вера принадлежит нам, всё принадлежит нам!.. А другие люди у нашего порога, под лестницей нашей, у нашей двери голодают, умирают с голода, и не получают порой ни одного из тех животворящих слов, которым они могли бы ожить...

Мы знаем слишком много, мы слишком богаты; древние святые «невежды», не имевшие доступа к тому множеству книг, которые мы можем читать, иногда слышали одно евангельское слово и на нём строили святость целой жизни. А мы читаем, читаем, слушаем, молимся – и святость не вырастает среди нас, потому что мы скупы, как тот богач, который хотел всё себе сохранить, которому не жалко было другого человека.

Митрополит Антоний Сурожский

Исаак Ниневитянин, которого и любят как «Исаака Сирина», настаивает на том, что тексты Нового Завета об огне, тьме внешней нельзя воспринимать в физическом смысле. Скрежет зубовный в грядущем веке означает внутреннее и духовное страдание. На его взгляд, настоящее мучение в аду заключается не в каком-либо физическом страдании, а в муках совести, которые испытывает личность, понимающая, что она отвергла Божью любовь…

Ад существует как вероятность, потому что существует свобода воли. Тем не менее, уповая на неисчерпаемость Божьей любви, мы смеем говорить о надежде на то, что в конце мы обнаружим, что там никого нет. Оставим последнее слово за св. Силуаном Афонским: «Любовь не может этого понести... Мы должны молиться за всех».

Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

Католическое представление об аде выросло из церковного предания, получившего наиболее популярное истолкование в поэме Данте. Такое представление об аде, как вместилище душ, лишённых свободы и заключённых тёмными силами во мраке, господствует в сознании православного народа. Для этого есть основание в Писании о падших ангелах, содомлянах и прочих грешниках, которых Бог «соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великого дня» (Иуд. 6). Над входом в ад запечатлены слова: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». В притчах Христа изображён ад, каким он был прежде воскресения. Слова притчи здесь говорят о неизменности судьбы человека за пределами земной жизни.

В церковной практике мы молимся о упокоении умерших, о прощении им грехов. Молитва об умерших противоречит этому тексту. Церковное предание говорит, что по молитвам Церкви очищаются грехи и может измениться судьба усопшего. Христос изводит из ада души усопших праведников. Противоречит ли церковное предание Евангелию? В церковном предании есть другой взгляд: «царствует ад, но не вечнует». Эта идея отражена в церковных песнопениях и иконографии, которые называют «литургическим богословием». Что же смущаться мыслью об изменении участи за пределами жизни?

Воскресение Христа из мёртвых потрясло и разрушило ад. Иконография разрушенных врат ада, песнопения о разрушении ада сошествием Христа, слова Златоуста о умерщвлении и низложении ада возвращают нас к древнему пониманию. Древнее понимание адских мучений сохранилось в классическом выражении: «мучимые в геенне поражаются бичом любви». Адские пленники получили свободу молиться, любить и стремиться к Богу. Воскресение стало победой над адом, он изменился и раскрылся, и никого не может удержать принудительно. Пребывание во аде может быть только по собственной воле. От выбора зависит – воспользоваться силой Христовой и освободить душу от страстей и вернуться к Богу. Силой Христовой человек может освободиться от власти диавола и уз греха. Христос освобождает души от насилия ада и возводит на небо уже за пределами земной жизни, вновь предоставив возможность осуществить свою свободу.

Протоиерей Павел Адельгейм

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга