ВЕРТОГРАД

РУСКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

САМАЯ СТРАННАЯ ПРИТЧА

27 ноября
Лк. 16, 1-9

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчёт в управлении твоём, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (1-9).

_______

Хозяин вместо того, чтобы наказать проворовавшегося работника, почему-то хвалит его за сообразительность. Так что же в действиях управляющего оказалось достойным похвалы господина? Казалось бы, он, с точки зрения сохранности имущества, нанёс ущерб своему господину. Однако хозяин из притчи похвалил управителя за смекалку в безвыходной ситуации.

Люди века сего живут сугубо земными ценностями и интересами. Они проявляют удивительную смекалку и большие способности к умножению своего земного богатства. Зачастую весьма преуспевают в этом. Однако все земные богатства временны, с собой их в вечную жизнь не возьмёшь. Есть богатство истинное, богатство, идущее с нами в Царство Небесное: любовь и добрые дела, бескорыстно сделанные людям ради Бога.

Притча на живом и конкретном примере из жизни рассказывает о проворовавшемся подчинённом, который понял, что человеческие отношения, человеческая благодарность важнее любых земных благ. Получить спасение мы сможем в том случае, если найдём способ помочь другим людям снять, по мере сил, груз с их плеч. Как у управляющего из притчи, у нас есть огромные ресурсы, которые мы можем потратить не на себя. Мудрое пользование земными ценностями поможет нам приобрести ценности вечные, праведные и войти после окончания земного пути в Небесное Царство.

Диакон Иоанн Иванов

_______

Разумеется, Христос не учит Своих слушателей воровству. Но чему же тогда? По общепринятым толкованиям, господин – это Сам Господь, а на месте управителя может оказаться всякий из нас.

Человек живёт в этом мире на правах управляющего имуществом, которое на самом деле ему не принадлежит. Всё, что мы здесь тратим, мы тратим «незаконно», распоряжаясь чужой – Божией – собственностью, как будто своей. И все добрые дела, которые мы совершаем по отношению к окружающим, есть благодеяния «за счёт» Бога. Мы раздаём милостыню, которая на самом деле была подана нам, как «милостыня», нашим Творцом; мы прощаем другим людям те долги, которые они, по большому счёту, должны не нам, а Богу. В этом смысле каждый из нас – неверный управитель, приобретающий себе друзей неправедным богатством и надеющийся, что после нашей отставки – смерти – те, кто нами облагодетельствован из не принадлежащего нам имущества, примут нас в свои кровы: будут молиться Богу о нашем Спасении.

Человек должен воспринимать собственное имущество так, как учит притча о неверном управителе: это богатство на самом деле нам не принадлежит, но может помочь приобрести молитвенников и заступников пред Богом.

Пётр Малков, кандидат богословия, доцент Св.-Тихоновского университета

_______

В древнерусских чинах исповеди встречается выразительный символический обряд передачи грехов духовнику. Выслушав исповедь и прочитав молитвы над преклонившимся на землю духовным чадом, священник поднимал его, возлагал правую его руку себе на шею и говорил: «На моей вые (шее) согрешения твоя, чадо, и да не истяжет (накажет) тебя о сих Христос Бог, егда приидет во славе Своей на Суд Страшный». Может, этому и хотел научить Спаситель Своих учеников, рассказав им притчу о «неправедном» приставнике?

Священник Сергий Пометнев

_______

Изречение Господне «приобретайте себе друзей богатством неправедным…» превратно толковалось многими любостяжателями ещё в первые века христианства. Основываясь на нём, говорили, что достаточно уделить бедным частицу из награбленного, и эти бедные, облагодетельствованные преступником, умолят Господа ввести его в Царство Небесное. Но против такого толкования всегда восставали Отцы Церкви.

Чтобы объяснить смысл этих слов, или, как сказано в славянском переводе, «сотворите себе друга от маммоны неправды», митрополит Филарет Московский говорит, что «у сириян был идол, который назывался маммона и почитался покровителем богатства. От сего и к самому богатству перенесено то же название. Господь… хотел означить богатство, с пристрастием собираемое, делающееся идолом сердца. Богатство, которое становится у вас маммоною неправды, обратите в доброе стяжение через благотворение бедным и приобретите в них духовных друзей и молитвенников за вас».

Борис Гладков, русский духовный писатель

_______

Богатство, которым человек не старается приобрести друзей, которые бы свидетельствовали перед Богом о милосердии Его на Страшном Суде, осуждает человека. Богатство подобно тяжким железным узам. Это тяжесть, которая давит его к земле, не даёт воспарить горе, к Престолу Всевышнего. Поэтому всякое богатство, даже чисто нажитое, Господь считает богатством неправедным и заповедует богатством этим распорядиться, как мошенник-домоправитель; распорядиться так, чтобы приобрести друзей в жизни вечной.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

_______

Человек-управитель, присвоив себе в собственность то, что принадлежит одному Богу, оказался виноватым перед Ним, ибо превысил свои полномочия. И наказание следует тут же: у такого «частного собственника» Господь не только отнимает право собственности, но и ставит вопрос об отставке и в управлении: «дай отчёт в управлении твоём, ибо ты не можешь более управлять». Но человек понял свою ошибку – мудро сложил с себя статус собственника, перестал получать нетрудовую ренту с присвоенного им имения, заменив записки на справедливые. За это и похвалил его Господь, ибо именно такая роль – управителя, не претендующего на владение, – и соответствует замыслу Господа о человеке.

Николай Сомин, преподаватель Св.-Тихоновского университета

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга