ОТЧИНА

«ЗДЕСЬ РУССКОЙ РОДИНЫ ДЫХАНЬЕ»

Центр мира

Если ехать на машине, то с нашего северо-востока на Вологду путь лежит через Тотьму. В своё время мы о ней немало написали, поэтому в последние годы просто проезжаем через старинный городок – а если останавливаемся, то лишь размять ноги да полюбоваться на воздушные, словно морские парусники, белоснежные храмы. И так вот пропустили двойной юбилей – 875-летие самой Тотьмы и 200-летие Форт-Росса, который в Калифорнии построил тотемский мореход Иван Кусков. Отмечали юбилеи два года назад. А нынче осенью приспела ещё одна знаменательная дата – 460-летие со дня основания Спасо-Суморина монастыря.

В Тотьме первым делом зашёл я в краеведческий музей, чтобы узнать последние новости. Из научных сотрудников застал там Ирину Сергеевну Савкову, заведующую Домом-музеем Ивана Кускова.

– Городок у нас тихий, после юбилейных торжеств ничего особенного и не происходило, – ответила молодая заведующая.

– К празднику, наверное, много чего построили?

– Да, новый мост через речку к Спасо-Суморину монастырю. Раньше-то деревянный стоял, расшатанный, страшно было ездить. Ещё детскую площадку в городском парке оборудовали. А больше и не вспомню... Праздник большой был – выставки, научная конференция, на городской площади играл наш тотемский духовой оркестр «Сияние Севера», исполнял программу «Вальс уездного городка». А перед ним на старинных банджо в стиле блюграсс играла группа «Билл Эванс и друзья», приехавшая из США. Так необычно... Тотьма ведь побратим калифорнийского городка Бодега-Бэй.

– Это как-то связано с Форт-Россом?

– В том числе. Наш земляк Иван Кусков не только форт там построил. Ещё в 1808 году он исследовал залив Бодега и заложил на берегу порт, дав ему название Румянцев – в честь министра иностранных дел Российской империи. И только потом в 24 километрах от порта построил крепость, известную сейчас как Форт-Росс. Основание крепости почти совпало с Бородинской битвой, разница между событиями всего четыре дня.

– Который уже раз слушаю про тотемских мореходов и не перестаю удивляться, – признаюсь я. – У вас же совершенно сухопутный городок, в глубине материка.

– Ну не скажите! Мы же стоим на Сухоне, которая впадает в Северную Двину и далее в Белое море. А если плыть вверх по течению, то через Кубенское озеро и Шексну можно попасть в Волгу, а оттуда – на Каспий. Так что мы в самом центре мира! – смеётся Ирина Сергеевна. – Кстати, недавно мы разработали новую экскурсию – на катере по Сухоне, с посещением мест, где останавливался на берегу царь Пётр I. Был большой поток желающих, не только приезжих туристов, но и местных. В экскурсию включили и посещение музея известного путешественника и священника Фёдора Конюхова – он открыт на базе его детской Школы путешественников. Школа эта в девяти километрах вверх по Сухоне, напротив Дедова острова. Сейчас остров необитаем, а в древности там стоял Свято-Троицкий монастырь. На его месте Конюхов вместе с ребятами построил Троицкую часовню и поставил большой крест, который с реки издалека виден.

– А вы с отцом Фёдором встречались?

– Да, когда он первый раз сюда приезжал, создавать Школу путешественников. Тогда он священником ещё не был. Провела я для него экскурсию по Дому-музею Ивана Кускова. Но оказалось, что он в курсе этой темы, и сам мне многое рассказал: про Калифорнию, где бывал, про Тихий океан и свои кругосветные путешествия.

Спрашиваю заведующую о последних пополнениях и находках музея.

– Сами-то мы давно уж не путешествуем. Это раньше были выезды в дальние деревни, этнографические экспедиции, – посетовала Ирина Сергеевна. – А люди приносят... Этим летом одна женщина подарила музею коллекцию старинных платков, вышитых и печатных, с кистями и без. Платки эти хранились в сундуке её родового дома. Такая красота! А один мужик собирался нам «кости мамонта» продать – нашёл их на берегу Сухоны. Но что-то он больше не заходит...

Ирина Сергеевна раздумывает, с кем из старых краеведов можно в Тотьме встретиться:

– Был у нас такой энтузиаст, Станислав Михайлович Зайцев, да уж давно погиб. Такого уровня краеведов уже нет... Если только с Валентиной Алексеевной Притчиной вам поговорить. Она недавно возглавила Музей церковной старины, водит экскурсии и в Суморин монастырь, в Вознесенский собор. Раньше собор был в аварийном состоянии, а теперь, когда отец Феодосий взялся за ремонт, можно там фрески показывать.

– Отец Феодосий – новый ваш священник?

– Он монах. Приехал в Тотьму два месяца назад, ещё до юбилея Спасо-Суморина монастыря, там и поселился. Говорят, что теперь-то монастырь стал действующим.

Новость поразила. Бывал я там пару раз, когда останавливался в гостинице «Монастырские кельи», устроенной в братском корпусе, – помню, как внутренняя пустота огромных зданий просто давила, так что постояльцы общались между собой вполголоса. И не верилось, что вновь зазвучит в этих стенах молитва.

Прямой человек


Успенский храм на берегу Сухоны – ныне музей церковной старины

В летние дни Тотьма кажется уютно-безмятежной. А осенью – прозрачно-задумчивой. Миновав городской парк с детской площадкой (той самой, устроенной к юбилею), выхожу на высокий берег Сухоны. Такие дали открываются! Не случайно наши предки выбрали это место: чтобы поставить рядышком сразу два храма, Успенский и Воскресенский, да ещё 52-метровую колокольню возвели, откуда Божий мир можно видеть с высоты птичьего полёта.

Сейчас эти здания принадлежат Музею церковной старины и выставочному центру. Заведующая Валентина Алексеевна скромно отрекомендовалась: «Да я, наверное, мало что знаю, вот если бы Зайцев был жив...»

Ну прямо дежавю какое-то! Второй раз на дню слышу эту фамилию. Ещё в начале 90-х мне рассказывали о Станиславе Зайцеве. Приехав в Тотьму, как раз попал тогда на годовщину его памяти, и его друг Владимир Замараев показывал мне дневники погибшего краеведа и видеозаписи – как Зайцев вместе с командой деревянного коча «Помор» борется с огромными океанскими волнами, правя в сторону Аляски (Крест на картуше, «Вера», №№ 163–164, февраль 1995 г.).

– Зайцев придумал концепцию музея Кускова и руководил созданием первой экспозиции, – вспоминает заведующая. – Но этого ему показалось недостаточно, и он решил сам пройти маршрутом морехода. В 91-м году они на коче доплыли до Чукотки и там оставили судно на зимовку. На следующий год директор нашего музейного объединения его не отпускал: «Ты никуда не поедешь! Заявление твоё не подпишу». Но Станислав Михайлович всё равно отправился – без оформления отпуска, за свой счёт. Доплыли они до Ванкувера, и там, в порту, 22 ноября он исчез. Мы все тут испереживались... Минуло полгода, и из Канады пришла телефонограмма: пришлите стоматологическую карту для опознания – в заливе нашли тело. Похоронили Станислава Михайловича достойно: сначала доставили в Форт-Росс, куда он стремился, затем сюда...

Человеком он был прямым и очень энергичным. Помню, в деревне Биряково собирали мы предметы народного быта и наш водитель ножку от прялки в крапиву отбросил – слишком уж большая гора образовалась. А Станислав Михайлович всё носит и носит: «Ничего не должно пропасть!» Там же устроились на ночлег. Уже полночь, а Зайцева нет. Пошли его искать. Близ местного храма слышим: «Идите сюда!» Зайцев опять что-то нашёл. Рассказывает нам про храм: уже глубокая ночь, а мы так заслушались... На его экскурсии туристы по нескольку раз приходили, чтобы ещё раз послушать. Однажды занялась я исследованием семантики крестьянских узоров, показала ему свою работу. «Подождите, – говорит, – у меня где-то залежались записи о деревенской вышивке». Показывает свои наброски – а это настоящий научный труд. Ему и в голову не пришло его опубликовать.

А сколько сил он отдал, чтобы найти мощи святого Феодосия, основателя Суморина монастыря! И когда в 1988 году мощи обнаружились в Вологде, в подвале Софийского собора, то найденные им документы, акты освидетельствований XVIII века, очень пригодились. Боролся он и за сохранение Суморина монастыря. Заявления в прокуратуру писал даже в стихах:

Башни, стены, храмы, зданья –
Какой порядок и уют,
Здесь русской родины дыханье, –
Какой громадный вложен труд.
Наш предок, люд простого званья,
Такое чудо сотворил.
Лишь преподобный Феодосий
Чин чудотворца получил.
Здесь отразили натиск шляхтов,
И Пётр Великий побывал,
И Александр, и Павел Первый
Подарки в монастырь прислал.
Иван Васильевич, самый грозный,
Сию крепость строить разрешил.
Не для того ли, чтоб Макаров
Его сегодня разрушил!

Это когда монастырь собирались перестроить для разных нужд...

Одно за другое

Говорю Валентине Алексеевне:

– Не один же был такой Зайцев. В пору гонений на Церковь многие музейные работники сохраняли храмы, иконы. Вы ведь тоже этим занимались...

– Вы про Музей церковной старины? В начале 90-х, в атеистическое ещё время, директор поручил мне разработать концепцию такого музея. О Церкви я мало что знала, засела за книги... Строила экспозицию несколько лет. Дважды надолго уходила из музея и снова возвращалась. Многое здесь изменилось стараниями моих коллег, а недавно, 19 сентября, меня назначили сюда заведующей.

– А почему уходили из музея?

– Дети подрастали – нужно было помочь им с высшим образованием. Я переходила на большую зарплату в районную газету.

– Не может быть! – удивляюсь. – Районки-то у нас нищие...

– Ну так вы не представляете, какие зарплаты у музейных работников. Но речь вовсе не об этом. Главное – музей стал жить. Были мы людьми не шибко образованными в делах церковных, но как-то всё само собой получилось, словно кто-то невидимый помогал.

– Божий Промысл?

– Наверное. Уже давно заметила: стоит коснуться церковной темы, и одно начинает цепляться за другое... Вот вы слышали про тотемского блаженного Николаюшку?

– Да, мне местная жительница рассказывала про него (Христовенькие люди, «Вера», № 555, январь 2008 г.), – вспоминаю. – Ту статью про Николаюшку сайт вашей Тотемской администрации в прошлом году перепечатал. А ещё мы публиковали статью-отклик одной из школьниц («Птичка у иконы», № 558, февраль 2008 г.).

– Это, наверное, вам написала ученица Галины Александровны Оленевой, которая со школьниками собирала материал о Николаюшке... А начиналось-то как? Я как раз работала в газете и искала сведения о Феодосии Михайловиче Вахрушове, который стоял у истоков нашего краеведческого музея. Сын мелкого тотемского служащего, он в 1890 году поступил в Петербургскую академию художеств, был учеником Репина, затем вернулся в Тотьму. На необитаемом островке посреди Сухоны построил избушку и жил там подолгу, писал пейзажи Русского Севера. Когда началась Гражданская война, он вывез и фактически спас иконы и утварь из разорённого Спасо-Суморина монастыря. То, что мы имеем сейчас в Музее церковной старины, – во многом его заслуга.

Так вот, нашла я женщину, которая когда-то работала вместе с родным братом Вахрушова. Домик Галины Михайловны Шабалиной здесь рядом, за оврагом. Рассказала она про Акинфа Михайловича, затем про свою семью: как отца репрессировали, а маму с ней и сестрёнкой угнали в лагерь под Котласом, как мама их, малышей, через колючую проволоку проталкивала, чтобы они в лесу голубику собирали... Затем перешла к тому, как после освобождения в Тотьму приехали, и стала рассказывать про Николаюшку, с которым её мама часто встречалась. Жил старец скромно, ходил в холщовой рубашке, перевязанной пояском, и в сером домотканом кафтане. Был молитвенником и прозорливцем. Знаете, как он смерть Сталина предрёк? Вышел из своего домика и стал в сугробе что-то копать. Люди спрашивают, чего он копает, а Николаюшка отвечает: «Яму. Хозяин-то в Москве заболел и боле не поправится». Это было в феврале 53-го, и никто тогда, даже большие начальники в Москве, не знал, что Сталин заболел. Прошёл месяц, и Николаюшка бабам говорит: «Не придётся вам плясать 8 Марта, зато слёз-то будет!» И вправду, 5 марта Сталин умер, 9 марта его похоронили – и всё это время в стране был траур.

Я вот считаю Николаюшку продолжателем древних святых – блаженных Андрея и Максима Тотемских. Кстати, по линии троюродной сестры Николаюшка был родственником ещё одного юродивого – Алексея Васильевича Талашова, о котором почти ничего не известно. Перед революцией сын Талашова принёс в краеведческий музей вериги отца, они у нас выставлены в экспозиции. Оба блаженных – и Алексий, и Николаюшка – происходили из одного села, из Сондуги. Монастыря в Сондуге не было, поэтому для меня загадка, откуда там взялись православные аскеты... И вот, слушаю я этот рассказ и говорю: «Галина, а не могли бы вы всё на бумагу переложить?» Спустя время принесла она исписанную тетрадочку. И так совпало, что к нам приехала исследовательница Черепанова, сидела в наших фондах, перебирала картотеку и наткнулась на эту тетрадочку. Составила она житие Николаюшки и опубликовала в научном журнале. Дело сделано, на этом бы и закончилось. Но вдруг как из рога изобилия отовсюду сведения посыпались... Вернулась я работать в музей, в выставочный центр, и смотритель говорит: «Ой, да Николаюшку моя мама знала, к нему ходила». Затем Ольга Сажина, которая сейчас в том же центре работает, говорит: «А моя мама, Анфия Ивановна, тоже Николюшку знала, может рассказать». Словно ручейки стали стекаться в одну большую реку.

Вот почему так? Никто о нём не вспоминал, и вдруг...

– Наверное, время приспело для прославления, – предполагаю.

– Получается, так.

Тотемские краски

Валентина Алексеевна провела меня по музею. «Памятники северной русской иконописи» здесь очень древние – с XV века. Есть и деревянная храмовая скульптуры XVIII века. На стендах – образчики художественного лицевого шитья, медной пластики, церковных одежд, книг и т. д. Почётное место занимают образы местночтимых святых – Феодосия Суморина, Вассиана Тиксненского, блаженных Андрея и Максима Тотемских.

– У вас выставлены иконы только местного письма?

– Да, все местные. Прежде они не выставлялись, хранились в запасниках. В 1971 году приехали реставраторы из центра Грабаря, обследовали запасник со 138 иконами, стали «раскрывать» тёмные доски. И были очень удивлены. Оказалось, что существует особый тотемский стиль иконописи.


Валентина Алексеевна Притчина возле своего храма-музея с картушами

Повторилась история с профессором Тельтевским – известным историком русской архитектуры. Раньше он Тотьму не замечал, всё больше писал про Вологду да Устюг. А однажды увидел пять наших храмов – и был поражён: это же своя, тотемская, архитектурная школа! Особенно его порадовали картуши на храмовых стенах. Они выполнены не в лепнине как обычно, а являются частью кладки стены. То есть специально формовали кирпич, чтобы образовался рисунок. И картуши не осыпались – если упадут, то только вместе со стенами. Это было открытие. Так же произошло с иконами. Когда очистили тёмный слой у одной иконы, затем у другой, то глазам предстал невиданный ещё стиль письма. Какие-то аналогии, конечно, угадывались, профессор Рыбаков отмечал: «Сумеречный колорит икон, плотные приземистые фигуры персонажей, скованные движения даже в самых динамичных композициях позволяют соотнести тотемские памятники с их южными соседями – костромичами». Но было и своё, тотемское.

– А что именно?

– Специалисты отметили, например, такие признаки: сочетание в колорите золота и серебра, тёплый коричневато-золотистый санкирь (первый слой краски) и тёплое же песочно-золотистое вохрение... Тотемские мастера в XVI и XVII веках часто сочетали в письме серебро с золотом, причём серебро, как правило, доминирует. На некоторых иконах в глаза бросается монументальность фигур и необычная узорчатость нимбов. По мнению реставраторов, тотемские иконы замечательны замысловатой узорчатостью, удивительной теплотой и искренностью, исходящих от изображения.

– Известны имена тотемских иконописцев?

– Самый известный – Яков Попов, который в 1626 году написал портрет-икону преподобного Феодосия Суморинского. Этот образ поместили у гроба преподобного, и все последующие иконы списывались с него. Почему портрет? Образ составлялся по словесному описанию, которое дал столетний монах Спасо-Суморина монастыря отец Косма (Любовцев), лично знавший преподобного Феодосия.

84 клейма

– Музей у вас необычный, церковный, люди хоть им интересуются? – спрашиваю заведующую.

– Он очень посещаем. Возможно, интерес вызывает и то, что у нас есть колокольня, на которую можно подняться и полюбоваться Тотьмой сверху. Но всё же интересна и сама экспозиция. Когда в прошлом году проводился телевизионный конкурс памятников «Россия 10» и тотемские картуши попали в число финалистов, то туристы отовсюду приезжали посмотреть нашу церковную старину.

– Музей развивается? Какие у вас планы?

– Есть одна интересная задумка... Вот кажется, что музей – это что-то научное, только для взрослых. А однажды сюда зашли детишки – совсем маленькие, детсадовцы из средней группы. «Ой, можно мы посмотрим?» Стала им показывать, объяснять, и с такими круглыми глазами они внимали, прям затаив дыхание. Может, моё педагогическое образование сказалось, но почему-то легко получилось с ними, всё-то они понимали. Так что теперь разрабатываю экскурсии для детских садов.

А со школами я уже давно сотрудничаю. Есть у нас и дом престарелых, и ветеранский дом – можно и с такой категорией поработать. Можно проводить тематические мероприятия. Например, 23 октября – день памяти святого Андрея Тотемского, который жил неподалёку, в пещере на берегу. А в музее есть икона преподобного, выполненная тотемским художником Александром Пестеревым в технике мозаики. Перед ней получилась бы интересная встреча-беседа совместно со священником.

Собираюсь организовать праздник, посвящённый одной иконе. У нас есть образ XVI века «Святой Николай Чудотворец (Никола Зарайский)» с житийными клеймами, которых – представьте! – 84 на иконе. Можно долго рассказывать: вот на клеймах его рождение, крещение, приведение во учение, исцеление сухорукой жены и так далее. С каждым сюжетом связано много любопытного и поучительного.

О некоторых чудесах святителя Николая мало кто знает. Например, чудо о половчанине, сотворившееся в Киеве. Оно не входит в житие святителя, но иконописец отдал ему на нашей иконе большую часть живописного поля. Вот видим: человек в железной клетке – это половчанин, который уже год как в плену. Вот к нему приходит киевлянин и говорит: «Отпущу тебя на родину, если кто-то поручится за тебя, что выкуп вернёшь». А кто поручится за степняка? И тогда киевлянин предлагает поручиться перед иконой святителя Николая. Так и делают. Половчанина сажают на коня, возвращают ему оружие... И далее клейма показывают, как он приезжает на родную землю, а родственники говорят, чтобы не отправлял он этот выкуп, а святитель Николай приходит к нему по ночам и напоминает... Восемь клейм посвящены этой истории.


Икона Николы Зарайского с 84 клеймами из Тотьмы

– Получается, что ваш музей – преддверие храма, – вдруг понимаю. – В храме ведь молятся, никто там не расскажет детям об истории Церкви. А здесь как бы культурный ликбез.

– Я так и веду работу с учениками, – подтверждает заведующая музеем. – Первым делом рассказываю, что такое храм, как себя в нём вести. Пусть ребятки даже из детского сада пришли, всё равно говорю: «А мальчикам надо шапочки снять». Объясняю им, что такое икона, как она создавалась. По сути, наш музей является первым шагом от какого-то безверия к пониманию... ну, первая такая ступенька.

Хотя, честно сказать, сама я на службы нечасто хожу. И настоятель отец Георгий, с которым у нас очень хорошие отношения, до сих пор один случай мне припоминает... В 1988 году на средства верующих была отремонтирована Троицкая церковь, пришло время её освящать. Событие огромное, ведь ближайший храм действовал в Усть-Печеньге, а в самой Тотьме уж десятилетия служб не велось. Ожидался приезд архиепископа Михаила (Мудьюгина). Директор музейного объединения говорит: «Валентина Алексеевна, епископ приезжает! Будете его по музею водить». А у нас там атеистическая экспозиция, священники изображены с огромными пузами. Испугалась я. Но напрасно... Более чуткого и внимательного слушателя до той поры я, наверное, и не встречала.

Владыка оказался умнейшим человеком, представителем старой ещё культуры. В зале, посвящённом первобытно-общинному строю, случилась заминка. Там был выставлен скелет, найденный при раскопках. Говорю: «Владыка, извините, что не погребено тело». А он только перекрестился. Вижу, вроде хорошее впечатление от музея. Проходит время, и отец Георгий меня спрашивает: «А что ж вы на архиерейскую службу-то не пришли? Владыка всё спрашивал про вас, где та экскурсовод из музея...» Видно, хотел мне что-то сказать...

Валентина Алексеевна огорчённо вздыхает. Спрашиваю:

– А вот у вас в Тотьме иеромонах появился, он откуда приехал?

– Отец Феодосий? Он из Кирилло-Белозерского монастыря.

– Не опасаетесь, что иконы и монастырские строения у вас обратно попросят?

– Мне кажется, люди умные, понимают... Ведь сколько уже было ограблений! Усть-Печеньгский храм обворовали, даже в Тотьме на Пасху к священнику залезли в дом и утащили иконы. А наш музей под охраной. Девочки недавно ненароком нажали на сигнальную кнопку – и через пять минут люди с автоматами музей окружили, девчонки аж перепугались. Кроме того, мы за сохранностью следим. Вот сегодня пришла и первым делом гляжу: влажность 65 процентов, температура 18 градусов – то, что надо для иконы. Зима начнётся – будем регулировать отопление. Если станет сухо, то на ночь снег раскидаем по полу. И священники понимают, что если возьмут иконы XVI века, то утратят их.

Если станет возрождаться монашеская обитель, то разговоров нет, освободим помещения. Пустующих зданий в Тотьме достаточно. В центре нам передали один дом. Правда, с аварийным вторым этажом. Ещё обещают здание на территории аэропорта. Не пропадём... Отцу Феодосию мы уже передали одно крыло братского корпуса, где у нас гостиница и открытые фонды с прялками и ткацкими станками – теми, которые Зайцев собирал. Конечно, монаху неприятно, что туристы кругом, но батюшка очень скромный, молчит пока... Разрешил мне водить экскурсии в Вознесенский собор, который он восстанавливает. Он постоянно там, внутри, что-то делает. И я всегда благословения прошу, чтобы людей в храм завести. Может, уже не обязательно, раз разрешение дано, но считаю своим долгом...

Водворение порядка


Спасо-Суморин монастырь. Восстанавливать предстоит ещё очень многое

Спасо-Суморин монастырь стоит на окраине Тотьмы, за речкой Ковдой, через которую действительно построен новенький мост. Отправляюсь на поиски отца Феодосия (Писарева). По звуку отбойного молотка это было несложно: в цокольном этаже Вознесенского собора, весь усыпанный известковой пылью, иеромонах долбит стенку. Отставив перфоратор, благословляет меня и снова нацеливается на толстенную кирпичную кладку...

– Батюшка, хотелось бы с вами поговорить, – пытаюсь перекричать шум перфоратора.

– О чём?

– Здесь, внизу, вы зимнюю церковь думаете устроить? А успеете до холодов?

– Как Бог даст.

– Церковь приходская или монастырская будет?

– Храм здесь будет. Знаете, не хочу я интервью раздавать, не по душе мне это.


В Вознесенском соборе монастыря уже читаются акафисты его основателю

Так и не разговорив монаха, поднимаюсь в верхнюю церковь, чтобы посмотреть оставшуюся роспись. Собор огромен, на высоченном подкупольном «небе» парит голубь, строго смотрят Бог Саваоф и Христос с распятием в руке. Своды храма расписаны Платоном Тюриным – бывшим крепостным и первым из вологодских художников, достигшим звания академика живописи. Он же расписывал и Храм Христа Спасителя в Москве. Те фрески утрачены, а вот здесь сохранились – и по ним можно теперь судить, какая красота была в главном храме России... В правом приделе стоит аналой с раскрытой книгой – акафистом преподобному Фодосию Тотемскому. Огарки свечей.

Вечером я всё же постучался в келью иеромонаха, дождавшись, когда он поужинает и совершит правило. Может, всё-таки даст интервью?

– Знаете, я здесь два месяца и мне хочется просто помолчать, – вздохнул он. – Ничего не хочется говорить. Я уже в своё время наговорился – проповедуя, благовествуя. Все говорят, говорят... одна говорильня.

– Слышал, что перед вступлением в братию Кирилло-Белозерского монастыря вы служили белым священником в вологодском Успенском храме и восстанавливали церковь Равноапостольных Константина и Елены. То есть строительный опыт у вас есть?

– Да при чём здесь строительный... В Вологде я недолго служил, шесть лет. Знаете, плохой я собеседник. О чём говорить, если ничего не сделано.

– Почему же не сделано? Говорят, что Вознесенский собор за два месяца заметно преобразился, и вон во дворе сколько стройматериала...

– Ладно, одну мысль скажу... Как в раю нарушился покой рая и он лишился человека, так и здесь, в Тотьме, тоже можно видеть, что тот божественный порядок, который здесь когда-то был дарован человеку, поколебался, разрушился. И радость самая большая для каждого христианина, священника – вместе с Богом водворять порядок обратно. Вот это единственная мысль такая. А вообще же ничего особенного мы не делаем.

– Здесь будет монастырь или приходской храм?

– Архиерейское подворье будет, то есть монашеская обитель. А станет ли монастырь большим, придут ли сюда люди, пока неизвестно.

– Помещений-то много.

– Что помещения? – вздохнул батюшка. – Мне, например, хватает вот этого помещения, и ещё одна комната есть. Главное – сейчас до зимы всё подготовить для службы. А в верхнем храме всенощное бдение по воскресенья мы уже совершаем. И молебны каждый день.

– А окна в соборе вы застеклили? Они были выбиты?

– Да, большинство... Ладно, вот ещё такую мысль выскажу. Когда я работаю, то задаюсь мысленно таким вопросом: отцы наши, что вы нам оставили? Какую жизнь оставили детям своим в 20-е, 30-е и последующие годы? Вчера утром раненько встал я, отправился вокруг по монастырю. Походил по этим разрушенным лестницам, этажам пустым... Что же вы нам оставили? И как нам загладить позор отеческий? Ответ прост: обратно всё восстановить. Может, не всю красоту прежнюю, но хотя бы грязь убрать. Это же позор наш.

Спасибо тем тотмичам, которые пытались здесь что-то сделать, собирались на субботники и мусор выносили. Но этими субботниками всё заканчивалось. Потому что люди не знали: а что же дальше-то? Одна женщина в городской администрации рассказала мне, что за пять лет её секретарства было много заседаний по Спасо-Суморину монастырю и все желали хоть как-то восстановить это место. А когда вышел указ об учреждении подворья в этих стенах, то весь город возрадовался. Очень хорошо меня встретили, дали помещения, паломников мы принимаем и пока не платим ничего. Даже есть некоторая тяжесть от такого обилия доброты, которое трудно вместить. Так что надо всё совершить здесь... И главное-то не в ремонте.

В физической работе нет такой тяжести, как в том иге, какое нам Бог дал – ближнего понести, воспринять его. Это самый большой труд. Потому что эта ноша неудобна, неподъёмна. По крайней мере для меня. Почему я говорить с вами не хочу? Потому что хочется быть в большой тишине, чтобы приготовиться ко дню, когда придёт сюда, в монастырь, ещё один брат. Какой он будет? Мне здесь с ним жить. Для него надо стать другом, надо стать и учителем, наставником, духовником. А как это осуществить? Вот это самый тяжёлый вопрос. Одно дело, когда мы книжку читаем или говорим, и другое – осуществляем заповедь Божию.

Недавно был я в одном монастыре, за пределами Вологодчины. И настоятель мне сказал о своём жительстве: «У меня есть только один послушник – это мой водитель. А больше нет. Вся моя жизнь – в монастыре, но больше послушников я не видал». Вот с этим самая большая проблема. И у нас в области ведь тоже не шибко развивается монашество. Много желающих и мало способных. Поэтому что здесь будет? Монастырь? Храм? Ну, храм-то будет всё равно. Как дальше будет развиваться? Планов никаких, разве что на один день – прожить его, и всё.

– Наверное, так и правильно?

– Ну да, по-евангельски.

– А вы сами с Вологодчины?

– Да, родом из Вологды. Всю жизнь там провёл, до священства и когда в Успенском храме служил, а после принятия пострига последние 15 лет был в Кириллове.

– То есть вы уже из священника в монахи пошли, были опытным.

– Трудно всё, очень трудно... Опыт – это жительство. А если его нет, монашеского жительства, откуда он возьмётся? Всем нам нужен пример – старец, отец. А когда его нету... Хочется молчать, зачем пустословить.

*    *    *


Могила Ивана Кускова

Наутро пора было уезжать. В последнюю минуту я отошёл в сторону полюбоваться монастырём. В старину он был ещё красивее – над куполами возвышалась колокольня в 75 метров. Если не считать петербургскую Петропавловку и вологодскую Софию, то здесь была самая высокая колокольня на всём Русском Севере. И вправду, «центр мира»...

К одной из стен притулилась могила морепроходца Ивана Кускова – с большим крестом и якорной цепью. Нашёл её и восстановил всё тот же краевед Станислав Зайцев. Вот батюшка говорил, что самая радость для христианина – это «вместе с Богом водворять порядок обратно». Судя по воспоминаниям, Зайцев был очень радостным человеком.

Сейчас восстановленная им могила выглядит иначе. В 2012 году, на юбилей, положили мраморную плиту с такой надписью:

Хвала вам, покорители мечты,
Творцы отваги и суровой сказки!
В честь Вас скрипят могучие кресты
На берегах оскаленных Аляски.

Эх... Да не в их честь кресты-то там! Не для себя же они осваивали новый континент! Впрочем, туристам эта надпись, наверное, нравится...

На крыльцо вышла покурить женщина. Беженка из Луганской области, из эвакуированных с Украины. Разговорились. Она пожаловалась, зачем их из Грязовца привезли сюда, в тмутаракань. Работы нет... Предлагают работу на коровнике, но это в четыре утра надо вставать, поздно возвращаться, а малых детей куда... Ещё можно устроиться на пилораму, но надо за 50 километров ездить. Сказали: живите пока в монастыре, до Нового года. «Спасибо и на том, – затушила сигарету женщина. – На родине ещё хуже. Звонила отцу: всё разрушено, отопления зимой не будет».

Словечко «тмутаракань» меня резануло. Но не будешь же объяснять замученной женщине, какое историческое здесь место. У неё своя история, свой раздрай и своя мечта о водворении порядка.

Выезжая из Тотьмы, оглядываюсь на белоснежные храмы-парусники. Какие ещё бури ожидают нашу Русь? Удержимся ли на плаву? С Богом – удержимся.

Михаил СИЗОВ

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга