ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ


МАТКА БОСКА    

Публикуемый материал написан русским православным паломником, оказавшимся в католическом монастыре перед древней святыней.
     Заметки очевидца продолжают заявленную в предыдущем выпуске тему о почитании иконы Божией Матери Ченстоховской.

     Ворон на крыше

     То ли воздух действительно чудом становится прозрачней, то ли просто исчезает вездесущая реклама кафельной плитки и автомобилей. Торопливый мир словно замедляет свой ход. Наконец в нашем поле зрения появляется Ченстоховская колокольня, которая повидала на своем веку десятки миллионов паломников, повидала молитвенников и разбойников, умиление и слезы притекающих сюда христиан. Местность не богата, но дома и домики аккуратны. Чисто. Люди спокойны, доброжелательны. Никаких массовых паломничеств и конференций сейчас нет, но на стоянке близ монастыря все равно много машин европейских паломников. Номера являют, что люди приехали из разных стран. Наш российский номер сегодня единственный на стоянке. Немного смущаемся, но надеемся, что Богоматерь Сама видит наше желание поклониться Ее святому образу и не оставит нас. Распорядитель показывает место, где можно припарковаться. Через дорогу – большими буквами надпись: «Дом для паломников».

     Монастырская колокольня почти вся на виду. Покрыты благородной патиной статуи великих святителей. Святые Григорий Богослов, Августин, Амвросий Медиоланский… величественные статуи отцов, держащих в руках книгу или посох, застыли на своем посту, словно в молитвенном дозоре. Мой спутник рассматривает колокольню и удивленно говорит: «Смотри-ка, ворона какая-то… как в басне Крылова: вороне Бог послал кусочек сыру…» Он указывает на жестяную ворону. Вспоминаю, как читал о том, что это напоминание о жизни святого покровителя здешних монахов. Ворон, держащий в клюве совсем не крыловский сыр, но полхлеба, которые он приносил святому Павлу, пустыннику Фивейскому, ежедневно подчиняясь Божественному провидению.

     «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…» С молитвою входим в монастырь. Со смирением спрашиваем в информационном центре, может быть, кто-то из монахов мог бы стать нашим гидом?

     – А вы откуда?

     – Мы православные, из России.

     – Из России? Паломники из России бывают у нас нечасто, конечно, мы проводим вас.

     Очищенные непрестанной молитвой глаза пожилой монахини смотрят приветливо. Вот что рассказала нам польская матушка – может быть, что-то уязвит нашу национальную гордость, но историю не перепишешь… Пресвятая Богородице, благослови!

     Павел Фивейский

     Примечательно, что у этого католического монастыря, где хранится православная икона, небесный покровитель тоже православный. Он жил в глубокой древности, когда еще не было разделения Церквей.

     Многие читатели сказаний о жизни отцов-пустынников помнят рассказ об искушении святого Антония Великого. Великий аскет уже приближался к глубокой старости и долгое время был искушаем бесом, внушавшим ему, что он более велик, нежели иные монахи, подвизающиеся в пустыне. «Антоний старше, Антоний дольше всех подвизался», – такой тревожащий помысел не оставлял его. На просьбу лишить его этого искушения явившийся ангел открыл святому, что помысел этот ложен, что есть подвижники старше и духовнее его. Антонию было указано, где искать одного из таких подвижников.

     Несколько дней шел Антоний в указанном ангелом направлении и обрел в пустыне жилище отшельника, который ныне известен нам как святой Павел Фивейский. Более 90 лет в молитве провел святой Павел. Ворон приносил ему полхлеба каждый день, и это было единственной пищей подвижника. Антоний стал свидетелем, как прилетел ворон и бросил целый хлеб. Половину, как обычно, Павлу, а половину – его гостю… Оба святых подивились такому Божественному провидению. Через некоторое время Павел скончался. Предание рассказывает, что могилу, в которой святой Антоний похоронил святого Павла Фивейского, вырыли два льва, пришедшие из пустыни. Святому Антонию было даровано видение святого Павла со святыми в раю и избавление от тщеславного помысла. «Вижу теперь, что я – все равно что юноша перед этим благопочившим святым старцем»,– говорил Антоний, избавленный от тщеславного помысла.

     От Ополчика до Валенсы

     В XIII веке католический священник Евсевий решил собрать и упорядочить отшельников, обретенных им на территории сегодняшних Венгрии и Югославии. Отшельники объединились с благословения священноначалия в монашеский орден Паулинов – взяв своим небесным покровителем святого Павла Фивейского, а в качестве устава – компиляцию наставлений святого Августина. Польский князь Владислав Ополчик отдал холм Ясная Гора в деревне Ченстохова монахам Паулинам – так образовалась Ясногорская обитель. Он поручил хранить здесь образ Богоматери, который он вывез из Руси, из Львова, во время войны. До этого святой образ хранился в Киеве, а еще прежде – в Константинополе. У поляков есть предание, что Сама Богоматерь повелела князю перенести Ее образ на Ясную Гору в Ченстохову.

     Как выглядит этот чудотворный образ? Икона имеет размер 122 на 82 сантиметра и являет Пресвятую Деву с Младенцем на руках. Лики младенца Иисуса и Богоматери скорбны. Фон иконы – цвета морской волны, кроме нимбов и оранжевой рубашки Младенца, цвета иконы темные, поэтому иногда Ченстоховская святыня именуется на Западе Черной Мадонной. Некоторые предания говорят о том, что икона написана святым евангелистом Лукой, но ученые сомневаются в этом, относя икону к иконам византийского письма.

     Правая щека Пресвятой Девы имеет несколько рубцов – это следы надругательства над иконой. История тут такова. Многие исцеленные пред образом Божией Матери несли дары (это продолжается и сегодня), и Ясногорский монастырь стал приманкой для разбойников. Странствующие чешские бандиты напали на монастырь, разграбили ценности, убили и ранили монахов и совершили святотатство – разбили икону на три части, еще и ударив несколько раз саблями. При дворе короля Владислава в Кракове была произведена реставрация иконы, а места сабельных порезов на лике Богоматери остались как напоминание мученичества монахов-паулинов, которое разделил с ними святой образ. После реставрации икона вернулась в Ченстохову.

     Продолжавшиеся у ясногорской святыни чудотворения, обращения и ответы на молитвы привлекали многих паломников. В XV веке рядом с прежним костелом, где в алтаре пребывал образ, была построена базилика, а в XVII веке – и монастырские стены. Вскоре произошло военное чудо. В 1655 году шведская армия вторглась в польские пределы, и стало ясно, что разрозненное польское дворянство не в силах защитить Польшу. Трехтысячная шведская армия под командованием генерала Муллера осадила Ченстохову, которую, как доносит история, он презрительно назвал «курятником». Около 300 солдат, дворян и монахов более месяца держали осаду. Непрерывно служились молебны перед образом, и Ченстохова не сдалась. Слух о том, что шведы не смогли взять Ченстохову, воодушевил поляков, выступивших на защиту страны, и вскоре шведы были изгнаны. Десятки тысяч поляков паломничали в Ченстохову, которая стала самым главным святилищем народа, Ясная Гора – духовным сердцем Польши.

     1 апреля 1656 года польский король Ян Казимеж торжественно провозгласил Богоматерь Владычицей и Покровительницей своего государства. Вести о многих чудотворениях дошли и до Рима, и в 1716 году Папа Климент XI подписал указ о коронации иконы Ченстоховской. Спустя год более чем 200 тысяч поляков присутствовали на обряде возложения папским коронатором золотой короны на национальную святыню.

     Прошло полвека, и в 1772 году ослабленная Польша была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. В Ченстохову вступили русские войска. При Александре I были разрушены укрепления монастыря. Но образ Богоматери Ченстоховской был для поляков символом духовного и национального единства. На знаменах вспыхнувшего в 1863 году восстания поляков был образ Богоматери Ченстоховской. За участие в нем многие монахи Паулины были сосланы в Сибирь. Монастырь не был закрыт, но были отняты многие монастырские владения, ограничено число монахов и запрещено затворничество.

     В 1920 году тысячи поляков молились перед святым образом, когда армия большевиков дошла до Варшавы. Красные войска были разгромлены, и до 1938 года, когда пришли немцы, Польша оставалась независимой. Фашисты уничтожили много поляков. В 1945 году атака русских танков выбила немцев из Ченстоховы, за что поляки очень благодарны русским. Однако страна попала в зону влияния СССР, и примас Польши кардинал Вышинский, отказавшийся от сотрудничества с коммунистами, угодил в сталинские застенки.

     Церковь для многих поляков оставалась оплотом, в который не проникли ветры коммунизма, и когда в 1979 году Папе Иоанну Павлу II было разрешено посетить Польшу, более чем три миллиона паломников встретились с ним в Ченстохове. Он совершил молитву поручения страны покрову Богоматери Ченстоховской. В дар Богоматери он привез золотую розу, которая с тех пор находится справа от иконы.

     В 1989 году в Польше прошли свободные выборы. Президентом Польши стал Лех Валенса. Впоследствии он отдал награды, включая Нобелевскую премию мира, Ченстоховскому монастырю. «Все, что было сделано, сделано под покровом Богоматери, и эти награды принадлежат Ей», – сказал он. Во время президентства Валенсы в стране были запрещены аборты, в разных местах Польши были установлены Поклонные кресты.

     Новый президент Квасневский более «западно» ориентирован, но очень хочется верить, что молитвы миллионов поляков, прибегавших к Богоматери, не останутся тщетными. Хочется верить, что новое поколение останется верным обетам, которые приносили их предки перед святой иконой Богоматери.

     Русская молитва

     ...Когда мы зашли в храм, где пребывала икона, католическая обедня подходила к концу. Мы прошли вдоль стен, рассматривая костыли, золотые и серебряные ножки, ручки, глазки… Это приносили получившие ответ на молитву в соответствии с тем, какую благодать они обрели. Поражает и ризница – сотни колец с драгоценными камнями, которые, снимая с рук, приносили в дар Богоматери люди богатые, в том числе совершавший паломничество сюда американский президент Кеннеди.

     Из десятков килограммов пожертвованных простыми людьми обручальных колец отливались богослужебные сосуды. Драгоценные камни шли на ризы для самой Ченстоховской иконы. Пожертвованные императорскими семьями драгоценные богослужебные одежды соседствуют с такими трогательными предметами, как маленькие евхаристические сосуды, использовавшиеся тайно в немецких концлагерях для служения литургии. Подарки монастырю высоких католических иерархов – драгоценные дарохранительницы и потиры. Рядом с пожертвованиями военных, даривших свои боевые ордена Пресвятой Деве, – ядра и пули, сохранившиеся от шведской осады. Все это не может не впечатлить. Невольно представляешь себе сотни тысяч людей, которые уже больше семи веков нескончаемым потоком идут к Матке Боске Ченстоховске, как именуют этот образ поляки.

     Многое поражает в Ченстохове. Пятнадцать картин, написанных современным художником, несколько десятилетий готовившимся к их написанию. В картинах является вечная параллель между страданиями Спасителя – бичеванием, несением Креста на Голгофе и историей Польши, как терпевшей мучения, так и грехами уязвлявшей Господа. Эти картины надо видеть. Духовное впечатление очень глубоко. Поражают фотографии массовых паломничеств, когда миллионы приезжали в Ченстохову. Народ на фотографиях занимает все пространство от монастырских стен до горизонта. «Радуйся, Мария…» – несут люди плакаты. «Мы взыскуем Бога» – написано на знамени польских рабочих-паломников еще коммунистического времени. Торжественные паломничества Папы-поляка. На некоторых фотографиях можно видеть православных иерархов – паломников.

     Служба закончилась, и мы попросили разрешения спеть несколько молитв пред святой иконой. Нам разрешили, и мы вспомнили самые употребительные тропари. А потом, встав на колени пред этой великой христианской святыней, каждый молился о своем. Однако все мы вспоминали нашу родину и просили у Пресвятой Богородицы даровать нам терпение и стойкость в посте и молитве, в ежедневном несении своего креста, чтобы наша Россия освободилась от покрова греха, от проклятия убийств младенцев и народных языческих суеверий, от обольщения мамоной и искания бога, помимо Христа Спасителя. Просили, чтобы исполнились пророчества о том, что в конце времен на малое время именно Россия явит миру истинное благочестие в смирении и чистоте.

     Здесь, в Ченстохове, у святой иконы вспомнилось и еще одно пророчество – старца иеромонаха Исидора Гефсиманского. «Все мы – дети Матери одной, не можем видеть страданий Матери родной», – скорбно приводил он на память какие-то стихи и делал это очень часто – видно, мысль о разделении Церквей сильно беспокоила его. «Надо молиться Божией Матери. Чрез Нее произойдет это соединение, а людскими силами не может быть совершено». Никакие, часто бесплодные, экуменические диалоги и попытки ложного сближения, минуя разрешение реальных вопросов, не могут сделать того, что сделало для нас это паломничество, показав нам, что чужой народ, поляки-католики, на которых мы часто смотрим свысока и с подозрением, так же, как и мы, дети Пресвятой Богородицы. На всем обратном пути нас не покидала духовная радость. Так приятно было увидеть, что и на польской земле почитается имя Царицы Небесной, и Она не остается глуха к молитвам верующих.

     «Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душа моя, Господа!» (Пс.102, 22). Пресвятая Богородице, спаси нас!

М.АРТЕЕВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru