ХРОНОГРАФ КНИГИ И ГОДЫ Однажды мне довелось подготовить и выпустить по государственному заказу хорошую книгу. Да вот незадача: маленьким тиражом. Ужасно маленьким – несколько сот экземпляров. А ведь автором затрачен большой труд, а государством – немалые деньги... И вот я, вдохновлённый свежей идеей, направляюсь к ответственному чиновнику. «Что если эту нашу книгу разместить в интернете! – обращаюсь я к нему. – Да ещё сделать её интерактивной? А еще...» Но тут полёт моей фантазии был остановлен неожиданным вопросом: «Скажите, у вас дети читают дома книги?» И вдогонку: «У меня – нет… Я вот хотел принести книгу домой, полистать вместе. Но если сын найдёт её в интернете, ничего не получится». «В самом деле, – подумалось, – говорим о необходимости привития любви к живой книге, но по нашей же воле она всё чаще теряет своё материальное обличие, превращаясь в набор букв и картинок на экране компьютера». Конечно же я понимаю: да, это неизбежно, всеобщая интернетизация школ, пусть хоть в сети книги читают… Но только вот в чём я уверен: нельзя полюбить виртуальную книгу. Помните из детства этот непередаваемый запах раскрытой новой книги, шуршание страницами в поисках «картинок»? Живая, в переплёте книга – это собеседник, а электронная, в лучшем случае, её дублёр, а чаще просто справочник… Я вспомнил этот эпизод, когда стал знакомиться с результатами Первой всероссийской олимпиады по Основам православной культуры среди школьников 9-11 классов. Более 8 тысяч школьников приняли участие в четырёх турах олимпиады, а в финале за победу боролись 150 юношей и девушек из 30 регионов России. Награждал победителей 29 апреля в Храме Христа Спасителя сам Святейший Патриарх Кирилл. Итог олимпиады некоторые СМИ назвали «неожиданным». Предполагалось, что победителем станет кто-нибудь из лучших учеников православных гимназий. Ну, представьте, по силам ли вам такое: прослушав церковное музыкальное произведение, определить автора и название или по фрагменту жития назвать имя святого. «И это, кстати, характерная черта всех олимпиад, – пишет автор «Известий», – обычно их выигрывают ученики спецшкол. Но победительницей стала 16-летняя Дарья Фролкина из Кемеровской области, ученица 10-го класса сельской школы, где ОПК не преподают. И в воскресной школе Даша тоже не занималась – ближайший храм в райцентре, до него от её родного села Чумай 35 километров. Православную культуру девушка изучала самостоятельно, по книгам. Она увлекается языкознанием, этимологией. И книг, как она рассказывает, в доме много. Мама у Даши стоматолог, папа – прораб. Родители – люди воцерковлённые. «Я вообще не помню себя вне храма», – говорит победительница олимпиады. Но развлечений в селе немного: «книги и работа по хозяйству». Дашина семья, как и другие, держит кур, коз, свиней, корову. Даша восхищается Достоевским и уверена, что без знания и понимания христианства не проникнуть в его творчество. Как и Салтыкова-Щедрина: «Его “Господа Головлёвы” – самое христианское произведение». А вот Львом Толстым она старается не зачитываться: «Очень красивый, но может смутить». Вот такие очень взрослые мысли, очень зрелый подход к жизни. Может быть, это какой-то необыкновенный ребёнок? Сама Даша отмечает, что в её классе далеко не все верующие, при этом вопросами религии и веры интересуются: «Частенько задают вопросы: что такое таинства, что было раньше – Ноев ковчег или Вавилонская башня?» Знакомый нашим читателям православный миссионер Василий Ирзабеков («Вера», 2007, № 533) рассказывает такую историю, услышанную от своей дочери, ученицы девятого класса обычной московской средней школы: «Учительница литературы предложила всему классу прочесть на память молитву “Отче наш”. И в результате (весьма печальном) из двадцати восьми учеников, двадцать из которых природные русские люди, только двое, как выяснилось, знали Господню молитву. И это в Москве, призванной стать Третьим Римом! Самое же интересное случилось позже: как только прозвенел звонок с урока, товарищи окружили этих двух с просьбой переписать для них эту молитву. Не могло не откликнуться русское сердце! И в то же время какая поучительная для всех нас история. В течение многих и многих веков выражение “знать как «Отче наш»” стало нарицательным на Руси. Ещё бы, ведь из сонма христианских молитв эта – единственная, дарованная нам Самим Христом, и именно потому она – Господня: в ней Творец всего сущего называет нас с вами Своими детьми. Этого нет ни в одной другой религии! Лично у меня после взволнованного рассказа дочери возникло острое желание посмотреть в глаза родителям этих самых детей. Наверняка они немало пекутся о питании своих любимых чад, да чтоб компьютер не хуже, чем у других, и обувка, и одёжка…» А мне вот, откровенно говоря, в глаза этих родителей не очень хочется смотреть. Что можно увидеть в них? – жуткое время борьбы за существование в перестройку и время всеобщего одичания 90-х? Этот было то главное время в их жизни, когда они формировались как личности… Была ли возможность у этих русских родителей стать русскими? Увы, в большинстве своём дела в обычной школе обстоят хуже. Моя дочь чуть старше дочери Василия Ирзабекова, и она сказала такую вещь: в их классе ухмылки над верующими сверстниками прекратились лишь с год – просто потому, что «повзрослели» и теперь «все “В контакте” сидят» (для тех, кто не в курсе: это сайт переписки и личных презентаций) – то есть у них интересы уже другие сформировались. И случись как на уроке у дочери Василия, никто к знатокам «Отче наш» не подошёл бы. Потому что за прошедшие годы они так и не узнали, не встретились с Отцом Небесным. Это значит, что за те годы, пока шла борьба за основы православной культуры, мы «потеряли» ещё одно поколение. У них тоже будут дети, а мы, заглядывая в их родительские глаза спустя годы, увидим там отражение гламура и хамства «Дома-2» времён их юности. И они тоже, как предыдущее поколение, появятся в храме лишь на крестины детей и отпевание родителей. Ну, разве что какое горе их в храм к Отцу приведёт… Много уже сказано о том вреде, которое наносит душам молодых людей телевидение. Занятно, что на днях и глава МВД Нургалиев высказался против того же «Дома-2» на ТНТ. А толку – ноль. В ситуации, когда чем-то не угодившие телепроекты закрывают в два счёта, понимаешь, что по неким причинам положение дел на экране устраивает власть имущих. То же самое можно сказать и про ОПК – отсутствие этого предмета в школьных программах, по-видимому, тоже соответствует «генеральной линии», и трудно представить, какие усилия должен будет предпринять новый Патриарх, чтобы сдвинуть эту гору. И мы потеряем ещё и следующее поколение… Говоря об ОПК, Святейший Кирилл так сформулировал задачу этой школьной дисциплины: «Нужно, чтобы с детских лет у людей закладывались такие знания, которые бы помогали ориентироваться в жизни, иметь ясную систему нравственных ценностей». Подумалось: сколько энергии на продвижение этого ОПК затрачено, а ведь всё то, о чём говорит Патриарх, есть в нашей великой литературе! Дело только за преподавателем, который бы мог правильно подать её ученику… Может быть, и не потеряли бы мы это – ещё одно – поколение 2000-х, если б не бодаться нам с дубом, а направить усилия на гармонизацию курса русской литературы в школе, на отстаивание часов под этот предмет, на привитие детям любви к книге. Тогда наши дети пришли бы со временем и к главной Книге, открыли Евангелие от Матфея и прочитали: «Отче наш»… Игорь ИВАНОВ |