ВЕРТОГРАД

МЕЖДУ НАМИ И НЕБОМ

«Я хотел бы своё выступление начать цитатой из замечательного французского физика-классика и одновременно философа Блеза Паскаля. Он сказал замечательные слова: “Между нами и адом, между нами и Небом – только жизнь, самая хрупкая вещь на свете”. Действительно жизнь человека – это хрупкая система. В молодости эта хрупкость не сознаётся.

В молодости время идёт долго. Как долго тянулись школьные годы! Десять лет казались вечностью. А у студентов всё идёт уже гораздо быстрее. И начало рабочей карьеры – всё это стремительно уже идёт, быстро меняется. Не успел в отпуск пойти, он уже закончился. Этот спидометр начинает крутиться ещё быстрее, когда вы приближаетесь к сорока годам, и ещё быстрее – когда к пятидесяти. И как человек, достигший всё-таки уже весьма почтенного возраста, я могу сказать: вся жизнь воспринимается как миг.

Как всё понять и почувствовать, когда жизнь так быстро течёт?

Я часто вспоминаю жизнь своих родителей. Они родились в начале XX века. Вся их жизнь прошла в советское время: и войны, и ленинградская блокада. Папа с мамой очень любили друг друга. Их жизнь, особенно во время войны, создавала такие колоссальные трудности для этой любви, для этой семьи, что, когда они рассказывали о своей жизни, я воспринимал это как какой-то трагический роман – настолько обстоятельства их жизни были неблагоприятны. Бедность, тяжёлые условия жизни, война, которая разлучила любящие сердца, многие другие обстоятельства, о которых не буду сейчас говорить... Но когда я спрашивал их: “В то трудное время вы были счастливы?” – я слышал удивительный ответ: “Это было самое счастливое время в нашей жизни!”

Ну а у нас бывает так: электричество отключили, лифт встал, холодильник потёк – и всё, и уже никакого счастья. Уже муж с женой начинают ругаться, дети негодуют. Ну а если пойти дальше? Как много у нас несчастий, разводов только потому, что недостаточны внешние условия. Думаешь: “Вот ещё бы одну комнату в квартиру, и уж точно был бы рай на земле, и жили бы прекрасно с мужем. Ну разве можно в таких ужасных условиях жить?” Мы становимся настолько слабыми, отдавая себя во власть таких понятий, как комфорт, внешние условия жизни... Мы становимся хрупкими, внутренне хрупкими и слабыми; внутренний человек становится слабым. А если счастье зависит от внутренней силы человека – а опыт тех же ветеранов войны это показывает, – то может ли внутренне слабый человек быть счастливым? Я однозначно отвечаю на этот вопрос: нет. Только формирование внутреннего человека способно сделать человека счастливым».

Далее Святейший Патриарх подчеркнул: «Самое важное, что есть в человеке, – это способность отличать добро от зла, нравственное чувство. Пока человек отличает добро от зла, он человек. А как только перестаёт отличать – он ничем не отличен от животного...

И здесь я бы хотел перейти к религиозной теме. Нравственность заложена в природе человека. Это так. Но вот что очень важно понимать: религия помогает людям интеллектуально контролировать своё нравственное состояние, потому что внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, в религиозных категориях обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Это рациональные категории. Нравственный закон в сердце – не рациональная категория. Он опознаётся голосом совести. У одного сильнее совесть, у другого слабее; а религия переводит этот язык совести в совершенно конкретные культурные и рациональные категории, и через эти категории божественный нравственный закон входит в культуру людей, в том числе в право. Всё право основывается на нравственности. Если законы перестают корреспондироваться с нравственной основой, то человечество от этих законов отказывается. Больше того, люди посвящают свою жизнь борьбе против несправедливых законов».

Святейший Патриарх привёл пример такой борьбы, но без веры в Бога: «Проповедь марксизма очень напоминала этические аспекты Евангелия. К примеру, замечательные слова апостола Павла “кто не работает, тот и не ест” были записаны в советской Конституции. Но дело в том, что те, кто в новейшее время предлагал нам бороться за справедливость без Бога, отвергли Того, Кто и наполнял силой голос пророка. Нельзя отвергнуть законодательство и взять его законы, так не получится».

Приведя другие примеры «законов без Законодателя», в том числе из современной жизни, Патриарх сказал в заключение:

«Всё то, о чём мы говорим, имеет отношение к вечности. “Между нами и адом, между нами и раем...” Я бы хотел сказать, что ад и рай возникают в этой жизни, в наших душах, в наших отношениях. И если мы способны здесь исключать из своего сердца ад, не давать силам зла захватить наше сознание, нашу волю и наши чувства, если мы в этой, земной, жизни сформируем внутреннего человека, способного к земному счастью вне зависимости от внешних обстоятельств, сильного, духовного, хранящего в себе голос совести, – вот тогда здесь наступает рай. Этот рай познаётся нами в любви, в соприкосновении с прекрасным, в творчестве, в энергии жизни. И когда мы приближаемся к старости, когда мы начинаем терять силы, этот внутренний человек становится ещё сильнее, и старость перестаёт быть обременительной для других и для самого человека, потому что, живя внутренней силой и уже видя врата вечности, такой человек готов переступить границу, которая отделяет мир физический от мира духовного.

Я бы хотел перефразировать Паскаля и сказать, что между нами и адом, между нами и Небом – только жизнь, самая хрупкая и самая прекрасная вещь на свете».

По публикации на сайте Патриархия.ру



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга