ВЗГЛЯД

«Селигер-2009»:
где вы, русские витязи?

Вы из православной смены?

Незаметно пролетели дни августа. А ведь, кажется, только вчера гимном российских болельщиков «Давай, Россия! Давай! Давай!..» мощные динамики зазывали молодёжь «Селигера-2009» на утреннюю пробежку. Через несколько минут волнующееся море разноцветных флагов, привезённых из семидесяти регионов России, играло перед гостевой сценой. Из микрофона звучала перекличка: Кострома? – свист, шум – Здесь!!! Воронеж? – Здесь! Сахалин? – Здесь! Красноярск, Новосибирск, Сочи… За смену, думаю, представители всех регионов успели покричать и помахать своими флагами.

Мы приехали, когда завершалось выступление Владимира Путина, который пожелал и «нашим» и «вашим» успехов в приобретении знаний. Затем несколько десятков дружинников в красных футболках, взявшись за руки, сделали для Владимира Владимировича коридор к вертолёту. Некогда политический выборный проект «Наших» превратился в нечто новое, которое хотелось осмыслить и выработать к происходящему своё отношение. Какой же он, дух нынешнего Селигера? Что за знания дают молодёжным лидерам, на что и как их ориентируют? Ведь название, ни больше ни меньше, – «Лидерская смена».

После отлёта vip-персон все стали разбредаться по своим делам. Хотелось осмотреться, кто же собрался в этом прекрасном уголке природы, со встроенными объектами техногенной и информационной цивилизации. Молодёжь страны – какая она разная: вот стайка студенток прихорашивающихся, чтобы и в походных условиях быть на уровне; вот трое высоких ребят в форме добровольческой армии с православными хоругвями обходят лагерь. Спрашиваю: «Вы из православной смены?» «Нет, мы из лидерской, из Гатчины». Перед сценой прогуливаются представители какой-то молодёжной субкультуры, разрисованные модными татуировками. Пробежали девушки в платочках и беленьких футболках с надписью розовою вязью: «Православие». Деловито прошла группа молодёжи в комуфляже, неся современное туристическое снаряжение. Где-то звучит барабан горских народов, призывая к «Лезгинке», невдалеке под гитару напевают бардовские песни, слышно, как выкрикивают тренинговые речёвки. По общелагерному радио не переставая звучат англоязычные шлягеры, напоминая о «планетарных» масштабах и ритмах века сего.

Первое утро. Пока не закончилась суета, чтобы получить благословение у небесного покровителя местных земель, мы с друзьями пошли в Нило-Столобенскую пустынь, которая совсем рядом. Дорога к мощам преподобного Нила Столобенского шла вдоль лагеря, и можно было обозреть все масштабы этого молодёжного мероприятия. По берегу живописного озера Селигер, в зеркально чистой воде которого отражались голубое небо и прибрежные деревья соснового бора, расположились тысячи жилых палаток, сгруппированных очаговым принципом. Большие крытые сцены, интернетовский и телевизионный центры и складские шатры, выставочные и учебные павильоны, растяжки, стенды, тренажёры, пляж с причалом, яхтами и лодками, вертолётные площадки, работающие генераторы, дымящиеся костры, ряды биотуалетов, умывальников, навесы над сколоченными из досок столами, посты охраны по периметру – всё это образовывало целый город, растянувшийся почти на два километра. Скорее, это напоминало стан армии, готовящейся к решительной битве. Хотелось понять: к какой битве готовится собравшаяся здесь молодёжь?

В главном соборе монастыря наблюдались небольшие группки ребят. По многим признакам можно было понять, что они из православной смены. Рассматривали иконы, ставили свечи, поклонялись, как умели, местным святыням. Когда мы вернулись из монастыря, то узнали – приезжал Белгородский архиепископ Иоанн. Человек пятьдесят из «Православного корпуса» получили благословение и наставления от руководителя миссионерского отдела Русской Православной Церкви, после чего он покинул лагерь.

Доклады с главной сцены руководителя проекта «Селигер» и Росмолодёжи Василия Якименко во второй и третий дни определили «направление главного удара» семитысячной армии молодёжных лидеров России. (Не ручаюсь за дословность, но постараюсь передать основные мысли и тональность речи.)

– Сейчас я буду говорить неприятные для многих из вас вещи. Мы проигрываем Западу в технологиях. Мы отстали в образовании. Мы неконкурентоспособны в промышленности и бизнесе. Мы в хвосте. Наше высшее образование не сравнимо с Гарвардом, Оксфордом, Сорбонной. Кому нужны ваши дипломы, если вы ни на что не способны? Где вы, молодёжные лидеры двадцать первого века? Где вы, эффективные менеджеры, интеллектуалы, специалисты? Сейчас ценится умение действовать профессионально, а не ваши документы об образовании. Мы постараемся предоставить здесь вам шанс доказать себе, что вы на что-то способны. Нужны реальные дела, нужны реальные результативные проекты. Думаю, все вы желаете быть успешными, богатыми и счастливыми. Эффективные проекты – результат вашей готовности к жизни. Специалисты – преподаватели, политики, управленцы, бизнесмены – помогут вам в этом. Всё зависит от вас. Не упустите свой шанс!

Обобщают установку организатора «Селигера-2009» слова призыва Президента РФ Д. А. Медведева, написанные на одной из многих растяжек: «Учись или до свиданья!» Да, теперь понятно направление главного удара.

Приглашение к разговору по душам

В первый же день начавшейся смены глава Росмолодёжи Василий Якименко отвечал на вопросы. Можно было задать их в микрофон или написать записку с вопросом. Была просьба от лидера – задавать конкретные, а не общефилософские вопросы. Молодёжь ринулась в атаку – себя показать и «Васю попытать» (так между собой называли В. Я.)

– Какое у вас образование?

– Экономическое.

– Вы согласны, что в нашей стране нет сейчас свободы слова, что нельзя критиковать власть?

– Сейчас нас снимают несколько ТВ-каналов. Скажите, что вы хотите, про правительство, про В. В. Путина… Ну, что вы не говорите?.. В России, я считаю, самая большая в мире свобода слова.

– Как здесь себя можно реализовать?

– Написать проект, подписать соглашение, получить возможность стажировки на Западе, получить поддержку и деньги.

– Кто такой лидер?

– Тот, кто добился успеха, признания, результата в политике, культуре, бизнесе.

– Что такое конкуренция?

– Умение сделать и продать свой товар лучше, эффективнее, быстрее, чем другие.

– Вы счастливы?

– Можно считать, что да…

Вопросы и ответы длились около часа. В заключение организатор и вдохновитель «Селигера» сказал:

– Кто захочет со мною пообщаться, приглашаю для общения на зарядку. Пять километров кросса достаточно для разговора. Но, повторяю, готовьте конкретные вопросы.

Какой мой вопрос?

Каждое утро начиналось с приветствия двух ведущих, потом на сцену выходили начальник лагеря, главный организатор происходящего – Василий Якименко, за ним его старший брат, руководитель православной смены Борис Якименко, затем была аэробика.

Православная смена была впервые на Селигере. Я с большим интересом и надеждой ожидал услышать, каким должен быть православный лидер.

В своём выступлении руководитель православной смены говорил о важности опоры на православие, на исторические духовные традиции нашего народа, без которых бы не было нынешней России. Были представлены секции: «Православная семья», «Православная мода», «Иконопись», «Анимация», «Православные блогерство». Иду на первую установочную лекцию Б. Якименко, где он представил ведущих секций и рассказал о замыслах православной смены. Молодёжи в шатёр набилось много, сидели все, кто как смог устроиться. Кто на ковриках, кто на пенках, самые предусмотрительные – на маленьких складных «сидушках». Среди пары сотен слушателей особого воодушевления не наблюдалось, молодёжь присматривалась, прислушивалась, настраивалась на новую селигеровскую волну. Во время лекции часть подготовленной молодёжи задавала правильные вопросы, часть внимала, некоторые недоумённо переглядывались: «Чего они хотят от нас?» И потихоньку выбирались на свежий воздух... После лекции отправился погружаться дальше в образовательный процесс. В расписаниях, вывешенных на информационных стендах, просматривался основной предмет – «Дизайн проекта».

«Дизайн проекта»

«Дизайн – задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусств». (Оксфордский словарь)

В инструкторской палатке выдали рабочую тетрадь Всероссийского лагеря актива. Она мне напомнила оксфордскую рабочую тетрадь по изучению английского языка. Где за разъяснением задания оставлены окошечки для заполнения. На оранжевой обложке большими белыми буквами выделено: ДИЗАЙН ПРОЕКТОВ, и маленькими внизу: «Творим своё “завтра”»! «Всем, кто хочет реализовать свои инновационные идеи через проекты», – читаю на первой странице.

Прошёл по всем павильонам, где преподают этот самый «Дизайн».

«В павильоне “Д. Менделеев” проходит встреча с депутатом Государственной Думы… В павильоне “П. Чайковский” продолжает работать секция “Православная семья…”» – такие объявления часто можно было услышать по местному радио.

Павильоны названы в честь великих людей России, наверное, как пример для подражания, для пробуждения исторической памяти, для поднятия патриотического духа.

Рейтинг преподавателя легко можно определить количеством слушателей. У одного десять человек, у другого – сто. Только два павильона переполнены. Остановился послушать. Бородатый преподаватель образно, с юмором вводил молодёжь в мир проектного мышления. Почти у всех преподавателей в подаче материала ощущался дух шоуменства, как будто идёт съёмка невидимыми телевизионными камерами скоростного образовательного ток-шоу. Поймал себя на мысли: «Селигер-2009» с его заданным ведущими с утра криками, шумом, аплодисментами, ритмом, стилем, музыкой напоминает образовательное шоу. Другой образ – «образовательный серфинг». Скользим на доске под парусами по основам проектирования, незаметно получая технические навыки управления проектом и навыки межличностного общения. Тренинговый прорыв к пониманию себя, конечно, важен. Но всеобщая установка на скоротечную результативность, на скороспелые проекты готовит «спринтеров», а не «марафонцев».

Стимулирование результативности происходило каждый день со сцены:

– Сегодня лидером дня был Иван Задорнов. Он подписал пять соглашений, обращайтесь к нему за опытом! Спешите! Экспертиза ваших проектов и образцы соглашений в палатке на площади Возможностей.

Подумалось: уход в форму, без развития содержания, мировоззренческого базиса, не свойственен национальным традициям укоренённости и фундаментальности образования. Ребята из Петербургского университета недоумённо протестовали, обсуждая лагерные установки:

– Наше образование основательнее этой проектной эквилибристики! Селигеровский дизайн учит поверхностности жизни. Живи проще – не парься, не углубляйся ни во что. Бери от жизни всё!

Чтобы профессионально взять от жизни «всё», нужно учиться, учиться думать и действовать в этом направлении, учиться брать силу и энергию для такой работы. «Живым героем Селигера-2009» был представлен Кен Хэнсли – британский музыкант, известный среди ценителей группы «Uriah Heep» и хард-рока. Выступление Хэнсли, по замыслу организаторов, должно было стать кульминацией российской лидерской смены. Руководитель Росмолодёжи Василий Якименко с восхищением говорил о том, что его энергия и талант притягивают миллионы поклонников, он собирал и собирает на свои выступления многотысячные стадионы. Лидерская смена России в многотысячном составе, восторженно пошумев на концерте, поклонилась кумиру хард-рока. Выступавшая в первый день отечественная «Виагра» после мировой звезды показалась многим художественной самодеятельностью, не говоря уже о других исполнителях.

Комментарии организаторов: «Делайте вывод: чтобы быть мировой звездой, нужно очень захотеть этого, нужно много работать для этого...»

Лидерские ценности, декларируемые в выступлениях Василия Григорьевича Якименко, помогла мне сформулировать книга «Религия денег»:

– Превосходство над другими – цель жизни.

– Люди делятся на высших и низших по наличию у них денег и собственности.

– Зависть и жадность – главные двигатели конкуренции и прогресса.

– Демонстрация своего превосходства – одно из главных удовольствий.

– Делать надо то, что может принести прибыль, или то, что модно в данный момент.

– Закон получения прибыли превыше всего.

– Что такое совесть? – Не мучайтесь этим вопросом.

– Эгоизм, сугубо личные интересы – основа поведения.

– Поиск личной выгоды во всём.

– Благо – плотские удовольствия. Умейте работать, чтобы отдыхать.

Православная смена.Ожидания и надежды

Борис Якименко – руководитель православной смены – через своих помощников проводил в жизнь программные установки состоявшегося недавно ХIII Всемирного Русского Народного Собора: «Обращение к молодёжи предполагает новый “перевод”, новую формулировку тех идей, которые заложены в традиционной культуре и в вечных нравственных нормах». Каким этот «перевод» получился?

Присутствие православной темы наблюдалось везде: и в объявлениях, и в стилизованных иконах на растяжках, и в портретах с высказываниями Святейшего Патриарха Кирилла, и в прохаживающемся по лагерю духовенстве. Было много дискуссий, интересных бесед, встреч, в которых участвовала в основном молодёжь православной смены. Основные зримые православные события происходили у небольшой деревянной часовни. Утренняя молитва собирала у часовни пару десятков желающих. Прямо за ней жили участники православной смены.

Днём у часовни шла торговля журналом «Наследник», православной литературой и фильмами, были размещены православные «арт-объекты», по-другому их не назовёшь. Воздвигнута, прямо на глазах, необычная деревянная «лествица» к Спасителю, Который был изображён на зеркале, за дверью – «Спас Нерукотворный». Песочную яму прикрывала дверь с надписью: «Ад». Всех прогуливающихся сначала предупреждали, чтобы не становились, не сломали новую дверь и не провалились в яму. В яму-ад, разломав вдребезги дверь, всё же въехал незадачливый грузовик с продуктами, колёса которого потом долго откапывали. В песочном ящике были окрашены в белую краску человеческие следы, с подписью: «Здесь Ангел нёс меня».

Палатка «Лаборатория православного рока» недалеко от главной сцены в течение недели издавала громкие барабанные звуки. Я не заметил интереса к этому «шуму» у молодёжи. Более четырёх самих «музыкантов» там не собиралось. На их концерт пришла пара десятков любопытных. Православный рок-концерт, с деревянным двухметровым крестом на сцене, опутанным верёвкой, и иконой новомучеников на заднем плане, пугал не только плохим вокалом, но и растрёпанными страшными девицами со стилизованными крестами на шее. Вечером на сцене старательно пели барды – двое батюшек-двойняшек. Слушателей как у православных рок-музыкантов, так и у бардов почти не было. Спешащие по своим делам селигеровцы с любопытством смотрели на необычных исполнителей в рясах. В один из дней по радио прозвучало объявление об акции «Пригвозди свою страсть». Аниматоры вывесили у центрального прохода несколько созданных ими образов. В часовне осталась недописанной икона – продукт коллективной работы секции иконописи. Таким был зримый дизайн православной смены, в стиле общего дизайна «Селигера-2009».

Понимание православия как единственной всепобеждающей силы не прозвучало на Селигере.

Давали знание, а нужно сознание

Но потребность докопаться до Истины ещё не пропала, океан пошлости, нахлынувший на неокрепшие души, не затушил живой огонёк русской души.

В разговоре с молодым человеком из Липецка я употребил несколько незнакомых иностранных слов. Он меня спросил, почему люди не говорят по-русски, ведь у нас в языке всё есть. Ловлю себя на мысли, что сам всё время об этом говорю, и вот на тебе.

Утром на зарядке бежит с монархическим флагом юноша. Спрашиваю: «Ты откуда?» «Из Москвы, из лидерской смены».

Рассказываю молодёжи из Новосибирска о движении «Переправа», они мне приносят материалы, как борются с алкоголизмом в молодёжной среде.

Встречаю знакомую из Сыктывкара, она говорит, что ушла из всех проектов и занимается в группе «Православная семья».

Неподалёку от моей палатки под навесом несколько человек утром вслух читают утренние молитвы.

Казаки из Обнинска привезли футболки с русским богатырём и со словами М. И. Кутузова «Гордитесь именем русских». К концу смены в футболках ходило уже несколько сотен селигеровцев.

Невдалеке в шатре «Мининский призыв» стоят юноша и девушка на посту у Нижегородского знамени народного ополчения. На конференции весной я узнал, что движение «Народный собор» собирается поставить памятник святителю Ермогену на Красной площади в Москве. Тому, кто духовно подготовил и поднял народ на ополчение против польских захватчиков.

Отсылаю «Мининскому призыву» проповедь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского о святом Патриархе Ермогене:

«Люди всегда грешны, но важно, но спасительно, когда есть сознание добра и зла, когда есть стремление к правде, ибо тогда может быть восстание из глубины падения. В Смутное время Россия так упала, что все враги её были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди “измалодушествовались”, ослабели и спасения ждали от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна, и Россия неминуемо погибла бы, если бы совсем было утрачено сознание Правды. Но Россию, русский народ спас святитель Ермоген. Враги его держали в подвале, в Кремле, издевались над ним, мучили, добивались, чтобы он покорился им, изменив русскому пониманию Правды. Святитель Ермоген был измучен до смерти, но духовно не сдался и звал Россию на её исторический путь христианского государства с христианской властью, звал помнить Истину и быть верным ей. Святитель Ермоген в вере и исповедании духовно и нравственно возродил русский народ, и он снова стал на путь искания Царства Божия и правды его, правды подчинения земной государственной жизни духовному началу, – и Россия восстала. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, через год, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет возродиться так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников. Россия ждёт христолюбивого воинства, христолюбивых царей и вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности русскому пути Правды. Не нам, Господи, но имени Твоему. В покаянии, в вере, в очищении да обновится Русская земля и да восстанет Святая Русь».

Александр ЧЕРНАВСКИЙ



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга