ХРОНОГРАФ

ОДНА ДОРОГА

28 июля мы впервые будем отмечать государственный праздник День крещения Руси. Ещё в 2008 году Архиерейский Собор РПЦ обратился к президентам России, Украины и Белоруссии с просьбой отмечать этот день на государственном уровне. На Украине «День крещения Киевской Руси – Украины» появился в том же 2008 году, а вот у нас, в России, Госдума приняла закон только в прошлом месяце. Реакция на это не заставила себя ждать: 9 июня Государственный Совет Республики Татарстан официально предложил ввести ещё один общероссийский праздник – День принятия ислама. Многие тут же заговорили об «исламском экстремизме» татарских парламентариев.

Ещё недавно я бы тоже подумал, что татарами движут исключительно религиозные мотивы, столь серьёзные, что впору опасаться отделения Татарстана от России. Ведь как иначе расценить их предложение? Всем же ясно, что, как государство, Россия исторически сложилась именно после принятия христианства – при чём здесь ислам? Но как раз в эти июньские дни довелось мне побывать в Татарстане и осознать одну простую истину. Когда проезжаешь по Татарии, то в каждой деревушке видишь новопостроенные мечети, словно попал в Саудовскую Аравию. А стоит заговорить с людьми, то понимаешь: на первом месте у них «я – татарин» и потом уже «я – мусульманин». Татары очень дорожат своей национальной идентичностью, добились даже того, что в их паспортах имеется вкладыш с обозначением национальности, чего нет в других республиках России. Поэтому их ревность к введению праздника Крещения Руси – она вовсе не против православия. Просто они превентивно отстаивают особый статус своей республики, по каждому поводу заявляя: «Мы татары, а потому имеем право на особое к себе отношение. Например, на уменьшение отчислений в федеральный бюджет».

Что ещё почувствовал я, побывав в Татарстане? Как ни парадоксально, но именно там можно ощутить «государственность» православия, скрепляющего нашу многоликую Россию. В отличие от других конфессий и светского плюрализма, который только на словах терпим, а на самом деле требует тотального подчинения, русское православие исторически было призвано к миротворчеству и утверждению согласия между племенами и народами. РПЦ возникла в условиях, когда требовалось примирить удельных князей и объединить Русь, – согласно евангельской заповеди «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Миротворчество РПЦ продолжалось на протяжении веков и чувствуется поныне. В том числе мусульманами.

Вернувшись из поездки, глянул не ленту Интерфакса – что случилось в мире за эти дни – и как-то по-новому открылось происходящее.

Карабах. Опять там бои между армянами и азербайджанцами-мусульманами. Помнится, в апреле по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в Баку встретились он, католикос Армянской Церкви и глава Управления мусульман Кавказа. Обсуждали пути урегулирования Карабахского конфликта и о чём-то вроде договорились. Народный артист Армен Джигарханян так это прокомментировал: «Я верю, что поможет религия, аксакалы – они могут добиться того, что не под силу ни одному президенту». А 9 июня подобная же встреча, только светская, на уровне президентов стран, прошла в Петербурге. Она провалилась. В итоге, как считают обозреватели, конфликт в Карабахе обострился. 18 июня в результате боестолкновения погибло пять человек – это первые смерти за два прошедших года. Так совпало, что в тот же день в Степанакерте состоялось освящение строительства храма Покрова Богородицы для русской общины. По признанию армян и айзербаджанцев, русские на этой спорной территории могут содействовать примирению.

Киргизия. 11 июня началась резня на юге страны. Мусульмане киргизы убивали мусульман узбеков. В этот день благочинный протоиерей Виктор Реймген служил в храме Архангела Михаила. Затем после водосвятного молебна обошёл крестным ходом ближайший квартал в г. Ош. В последующие дни занимался распределением гуманитарной помощи. В соседнем городе Джалал-Абад иерей Сергий Хоришко, рискуя жизнью, укрывал в своём храме узбекские семьи. И лично предотвратил поджог двух узбекских домов, примыкающих к храму. Позже православные Киргизии открыли счёт для пожертвований в помощь пострадавшим.

Со словом примирения к враждующим обратился митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: «Уже многие люди, ослеплённые ненавистью, взращённой злым и несправедливым провокаторским словом, не смогли удержать себя и пошли против воли Бога, принеся смерть своим братьям по вере же мусульманской... Не куклами ли, не марионетками ли сделали вас невидимо стоящие за вашими спинами сатанинские кукловоды? Уверен, если живёт ещё в вас страх Божий, вы больше не сделаетесь убийцами, насильниками и грабящими чужие дома мародёрами. И неважно, какой нации тот человек, которого вы вдруг сделали смертельным врагом своим, важно, что вы нарушаете заповеди Бога, не делившего созданное Им человечество по нациям».

Обращение православного владыки оказалось даже более эмоциональным, сердечным, чем заявление Совета муфтиев России. Хотя по содержанию они схожи, Совет призвал: «Мы не должны забывать, что межнациональная рознь особенно ненавистна Всевышнему, и всякий, кто её разжигает, какими бы мотивами ни прикрывался, является врагом Всевышнего и человечества».

Близкое видится на расстоянии. На днях епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (интервью с ним читайте в этом выпуске) сообщил, что 30 июля он собирает конференцию, на которой пойдёт речь об ювенальной юстиции – как защитить российские семьи от разложения этим заморским изобретением. На общий совет он пригласил и главу мусульман г. Сыктывкара. Прежде бы ни за что не обратил я на это внимания – дело привычное, мусульман зовут на все мероприятия. Но если вдуматься: исламская община в Сыктывкаре очень маленькая, и вера их у нас не традиционная, привозная. Чего их звать-то? Но вот есть в русском православии эта особенность – добиться полного согласия, чтобы ничто не омрачало мира между людьми.

В Татарстане запомнился один эпизод. Остановились мы на бензоколонке. Рядом машину заправлял молодой татарин, на ветровом стекле у него была какая-то надпись из Корана. Спрашиваем: «Что у тебя написано?» Он задумался, мысленно переводя с арабского на русский, и вдруг так светло улыбнулся, вспомнив: «Спаси и сохрани!»

Эти слова он видел на русских машинах, и вот, оказывается, у него такая же надпись, только в мусульманском варианте. Может, я ошибаюсь, но он тоже в этот момент испытал чувство братства – мы ведь едины перед превратностями дороги.

Михаил СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга