ВЕРНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ «МЫ НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ» Мнение каждого читателя о содержании газеты нам дорого, и мы стараемся по возможности учесть его в работе. Но есть у нас читатель, мнение которого особо значимо. И не только потому, что он знает «Веру» с первых её выпусков, с 1991 года, и не раз в ней печатался. А потому, что он – архиерей. Интервью с епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом мы и начали с вопроса о газете... Интересное бывает полезным? – Ваше Преосвященство, в газете «Вера»-«Эском» вам интересны какие статьи? – Разумеется, в первую очередь я люблю о своей епархии читать. То, что говорится о наших приходах, я прочитываю в «Вере»-«Эском» внимательно. В целом я очень доволен, что у нас такая газета есть. – Как вы считаете, возможно ли писать и говорить интересно, чтобы люди внимали, и в то же время оставаться церковным? Как решить эту проблему? – Газета должна быть читабельная. Так же как и проповедь – «слушательная», если так можно выразиться. К сожалению, не у каждого из нас есть достаточное образование и нужные навыки. Я, например, в этом плане самоучка, потому что ни в Духовной семинарии, ни в академии и аспирантуре мне не давали педагогических методик, как говорить с людьми. Но так в жизни сложилось, что в школе был вожатым, входил в школьную комиссию, а в армии при штабе работал – везде имел возможность общаться с людьми и получать педагогические навыки. Вот, например, простейший навык, которого многим не хватает: чувствовать настроение аудитории. Если, скажем, священник говорит проповедь и его вдруг перестают слушать, то он должен суметь сразу же среагировать – что-то изменить в своей риторике, обратившись непосредственно к душам людей, или просто завершить свою речь. Если вашу проповедь никто не слушает, то зачем она нужна? Ради галочки? То же самое и с читателями газеты, особенно невоцерковлёнными, – надо соизмеряться с их вниманием. Необязательно писать только о церковном, можно ведь и через интересные светским людям темы открывать глаза на православие, нести им добро. Педагогика не есть начётничество. Я, например, с такой педагогической целью записался на музыкальный компакт-диск с народной артисткой Республики Коми Лидией Логиновой. И когда мы бывали с миссионерскими поездками в деревнях, то дарили диски, и люди с благодарностью принимали, поскольку коми певицу Лидию Логинову они знают и любят. На этом же диске они послушали и духовные песнопения. Вот такое доброе сочетание – оно вполне уместно. – Хотелось бы спросить о роли архиерейского слова в обществе. Вам удаётся часто выступать публично? – Сегодня я выступал в передаче «Рабочий полдень» на Коми республиканском телевизионном канале «Юрган», у нас это регулярно. Но если говорить в целом, то электронные СМИ дают мало эфирного времени. Это, впрочем, касается не только меня или священников моей епархии – всё духовное, здоровое, культурное вытесняется с экранов серыми, но коммерчески успешными передачами с рекламой. Поэтому мы вынуждены вести большую работу в Интернете. Там есть не только наш епархиальный сайт, но и более 20 приходов имеют свои сайты. Кроме того, у всех священников имеются электронные адреса, по которым к ним может обратиться с вопросом или просьбой любой человек, имеющий доступ к Интернету. – Насколько мы знаем, в социальной сети vkonakte.ru вы находите время общаться с разными людьми. Как вы успеваете? – Если есть необходимость, то время всегда можно выкроить. Страничка моя vkonakte.ru держится в основном за счёт командировок. Когда я нахожусь в аэропортах, жду регистрации или лечу в самолёте, то открываю ноутбук – не буду же просто так сидеть. – Это общение и в целом Интернет вам самому что-то даёт? – Конечно. Я в курсе религиозной жизни во всём мире. Переписываюсь с Сербией, Болгарией, Америкой, Францией, Германией. Много контактов в ближнем зарубежье, особенно с Украины мне много пишут, сотни людей. А в сети vkonakte.ru постоянных участников на моей страничке – 1300 человек, кроме того, syktyvkar.eparhia.ru около тысячи. Также через Интернет имею общение практически со всеми епархиями и учебными заведениями Русской Православной Церкви, что, конечно, обогащает меня, как архиерея, нужными знаниями. – Владыка, а как вы считаете, наша Церковь может создать свои серьёзные СМИ, параллельные светским? Или это слишком затратно? – У нас есть православный телеканал «Союз», где я, кстати, выступаю еженедельно в новостной программе, а также в разделе проповедей «Живое слово». Есть и телеканал «Спас», который, впрочем, начинает поглощаться светскими программами. Наблюдаю это с сожалением: такой паллиатив получается, когда к духовности начинает привязываться чисто мирское. – Далеко не все, особенно на селе, имеют возможность смотреть «Союз», и газеты по-прежнему остаются окном в православный мир. Что касается печатных СМИ в епархии, как бы вы их оценили? – Сравнительно с другими епархиями у нас дела обстоят неплохо, мы на передовой. Это и «Епархиальные ведомости», и газета «Вера»-«Эском», которая хоть и выходит на государственные средства, но таких газет в иных регионах нет. Если же говорить в целом о епархии, то у нас практически во всех городах, в том числе в Воркуте и Ухте, а также во всех монастырях выпускают православные газеты. Работа печатная идёт. Наши священнослужители, около десяти человек, издали свои книги. В этом миссионерском делании я их поощряю. Вместе с народом – Кажется, у Церкви есть два пути взаимодействия с миром. Это создать свои информационно-образовательные структуры и так влиять на общество. Или же использовать государственные структуры, чтобы они работали и для православных, которые составляют большинство в нашей стране. Что, на ваш взгляд, предпочтительней? – Несомненно, второй путь тоже должен быть. У меня изначально была идея, когда я ещё игуменом служил: что чем больше работаешь с властями и разными учреждениями, тем больше толку как для возрождения моего монастыря, епархии, так и для благополучия республики. Но здесь важно в зависимость не войти, не быть «карманным епископом». Во всём должна быть мера. За пятнадцать лет существования епархии мне, надеюсь, удалось выдержать такую меру, хотя порой хотелось большей помощи от государства в восстановлении храмов. Всё же за эти годы мы много смогли восстановить и построить, хотя епархия и священники с их насущными приходскими проблемами не впали к кому-либо в зависимость. – Независимость Церкви от государства, наверное, даёт возможность быть ближе к народу и выступать на его защиту? На днях Сыктывкарская и Воркутинская епархия объявила сбор подписей под обращением к Президенту РФ, в котором выражена обеспокоенность принятием законопроекта № 308243-5 о переводе бюджетных организаций в статус автономных, что может вызвать недофинансирование самых насущных потребностей школ, медицинских учреждений, учреждений культуры... (Не наш вопрос?, «Вера», № 611). – Да, это так. Хотя уточню: епархия не является инициатором обращения, мы просто поддержали это движение в обществе. Вообще же мы не в первый раз пытаемся повлиять на законотворчество Госдумы. Давно уже стремимся разъяснить народу и властям пагубность введения ювенальной юстиции. На 30 июня, кстати, назначена конференция по этому вопросу в Белом зале епископского дома, и там все эти вопросы вновь будут подниматься. На конференцию приглашены все заинтересованные лица, в том числе представители от мусульман, – надеемся выработать единую межконфессиональную стратегию действий. – Но с ювенальной юстицией как бы ясно – она разрушает институт семьи и обесценивает библейскую заповедь «почитай отца своего и мать», то есть фактически идёт против православного уклада жизни. А в последнем обращении к Президенту епархия встаёт на защиту государственных организаций, чтобы их не лишали госфинансирования. Некоторые недоумевают: а как же отделение Церкви от государства? – Если ювенальная юстиция – это катастрофа непосредственно для семьи, то перевод на самоокупаемость, скажем, государственных школ – это удар по кошельку семьи. Это вторая катастрофа. Молодые супруги будут бояться заводить детей, сознавая, что не смогут дать им достойного образования. А какая семья без детей? Мы, священнослужители, знаем, как уже сейчас сложно бывает родителям. Через деток их постоянно просят уплатить разные сборы – то на ремонт класса, то на дополнительное учебное оборудование. Родители нам часто жалуются: денег не хватает, а отказать учителям стыдно. Что же будет, когда платными станут и некоторые предметы в школе? Какая бы самоокупаемость ни была – частичная или полная, всё равно это ляжет тяжким грузом на родителей. Рожать детей станет очень и очень «не выгодно». Такие реформы недопустимы в нашей стране, где очень много бедных людей. Сначала вопрос с бедностью нужно решить. Поэтому Церковь уже много лет выступает против дикого социального расслоения в обществе, об этом и Святейший Патриарх с самых высоких трибун говорил, и архиереи, священники выступали. – Сбор подписей под обращениями может изменить ситуацию? – Уверен, это повлияет. Мы видим, например, как введение ювенальной юстиции притормаживается из-за негативного общественного мнения. Иначе бы она давно у нас была, как в некоторых странах. На Севере Крайнем – Ваше Преосвященство, скоро 15-летний юбилей епархии и вашей хиротонии. Чего удалось достичь за эти годы? – До образования епархии на территории Республики Коми было зарегистрировано всего десять приходов, а сейчас – 352 прихода, включая молитвенные комнаты и дома. И мы на этом не будем останавливаться, потому что надо приблизить священника и Церковь к народу. Будем открывать приходы в отдалённых глухих сёлах, куда нет нормальных дорог и откуда трудно добраться до ближайших храмов, направим туда священников. Мы знаем, что в сельской местности сейчас безработица и пьянство, в Ижемском районе много самоубийств из-за этого, и в такой глубинке молитвенное окормление людей просто необходимо. У нас особенная ситуация. Если в Москве и в Петербурге в среднем на 14 тысяч населения приходится один храм, то у нас в Коми Республике – один храм на две тысячи человек. Есть такие сёла, как Семуково, в котором на 30 человек одна церковь. Но эта статистика не должна нас обманывать, поскольку население в республике очень рассредоточено. Во многих сёлах пока что вообще храмов нет. Мы будем стремиться и там открывать приходы. В среднем каждый год у нас освящается от пяти до десяти храмов. Надо сказать, что наша епархия лидирует по строительству тюремных храмов, сейчас их уже 10, не считая 13 молитвенных комнат, и ещё 13 храмов строится. В библиотеки мест лишения свободы епархией передано несколько десятков тысяч экземпляров духовной литературы, записей на дисках, видеокассетах и электронных носителях. Со многими из заключённых я переписываюсь в социальной интернет-сети, поэтому об их проблемах знаю не понаслышке. Не каждая епархия в перестроечное и постперестроечное время смогла выстроить себе такой кафедральный собор, как у нас. Рядом с ним построен епископский дом, где в Белом зале каждое воскресенье проходят различные мероприятия, включая научные конференции. Также не в каждой епархии есть свой воинский храм, как у нас – при сыктывкарском гарнизоне. Ещё в городе действует Православный молодёжный центр, это в местечке Кочпон. Открыта православная библиотека, которая находится по адресу: Пушкина, 3. В течение 15 лет у нас действовал филиал Свято-Тихоновского богословского университета, который дал нам много кадров. Сейчас, к сожалению, его нет, но в епархии осталось Духовное училище, где в настоящее время учится заочно 60 человек: это мужчины и женщины, которые могут быть в будущем преподавателями основ православной культуры. Там же готовятся и будущие священники. Уже 11 лет, как у нас действуют детские православные лагеря. Полторы тысячи детей ежегодно отдыхает в Визябоже, Капустино и в Анапе. Достижений у нас много, но мы ими особо не хвалимся, а больше осуждаем свои недостатки. – Владыка, а священнослужителей хватает? – Пока хватает. Всего у нас 150 священников на 352 прихода. Один священник одновременно окормляет по 5-10 приходов. Сёла у нас бедные, приходится много трудиться, чтобы прокормить себя и свою семью. – Вы приглашаете священнические кадры со стороны? – У нас кадры готовятся на месте. Как я уже сказал, они получают образование в Сыктывкарском Духовном училище, потом продолжают учиться в семинариях. У нас в стране сейчас около 30 высших духовных учебных заведений, но к нам на север ни распределений, ни направлений нет. Бывает, что другие епархии у нас просят священников. Вот недавно Пензенский владыка Вениамин попросил нашего дьякона Васильковского. Он заприметил его, ещё когда был ректором в Москве. «Я, – говорит, – рукоположу его во священники, и он будет у меня протопресвитером». Пришлось уступить просьбам владыки. И таких случаев немало. А вот мы из других епархий практически не приглашаем и не принимаем. Служить здесь, на Севере, непросто, одни комары чего стоят, не дают расслабиться. Вообще, я удивляюсь нашему северному народу, такому доброму и прекрасному. Восхищаюсь его терпением, смирением и духовностью. Последнее время нередко можно слышать такие пророчества, что возрождение России начнётся с Севера. А откуда же ему быть, как не отсюда? Если вся северная земля – сплошной антиминс: везде захоронения мучеников и исповедников Российских, которые прошли здесь горнила испытаний. Память о святых – Владыка, в Сыктывкарской епархии канонизировано 17 новомучеников. Ещё прославления будут? – Сейчас канонизации по всей стране приторможены, только в исключительных случаях будут прославляться святые. Это объяснимо: ни в одном веке столько святых прославлено Церковью не было. Хотя, конечно, угодники Божии будут продолжать нам открываться. Нашей епархией подготовлено ещё около полусотни имён для канонизации. На самом деле святых у Господа намного больше, чем прославлено Церковью. Когда мы молимся: «Все святые, молите Бога о нас!» – то все святые, в том числе и неканонизированные, молятся за нас. – И всё же в связи с чем приостановлены канонизации? – Вы знаете, случались в истории Церкви такие неприятные события, как деканонизации. Поэтому не нужно прославление святых превращать в огульное действие. Раньше были канонизированы практически все константинопольские императоры, а потом не знали, что делать, пришлось деканонизировать. К таким вещам надо относиться очень внимательно и осторожно. В наше время есть такие угодники, которые вполне достойны канонизации, например воин Евгений Родионов, но прославление его задерживается. Почему? Потому что не надо спешить. Мы не знаем, устоят ли его родственники в православной вере, а это в данном случае имеет прямое отношение к прославлению. Что они завтра будут свидетельствовать о нём? Я лично Евгения Родионова почитаю и молюсь ему, но это моё личное дело. А что касается всего общества, здесь ой-ёй-ёй сколько можно дров наломать. Господь прославлял Своих угодников и через 200, и через 300 лет, так что спешка не нужна. – А как в нашей епархии обстоят дела с обретением св. мощей? Ведь из 17 новомучеников пока что ни у одного из них мощи не обретены... – Нам нужна помощь. Для того, чтобы обрести мощи нашего первомученика Дмитрия Спасского, надо поставить на ремонт школу, под которой находится его захоронение. Финансовые затраты не такие уж большие, но как только мы эти вопросы начинаем поднимать, так сразу возникают всевозможные препятствия. Идёт борьба больше на духовном уровне. Но надо признать, что и обретение мощей многих угодников Божиих было не сразу. Также стоит учесть, что в условиях нашего севера мощи обычно пребывают под спудом, как у Усть-Вымских святителей Герасима, Питирима и Ионы. У нас свои традиции в этом плане. Но, будем надеться, Господь поможет нам обрести мощи наших святых. Ведь в некоторых случаях мы даже могилы подвижников не можем найти. У Кылтовского монастыря был захоронен митрополит Анатолий (Грисюк) – мы знаем, что это где-то в лесу среди берёз, но пока что точно определить место не можем. – Сыктывкарская епархия планировала изготовить памятник Стефану Пермскому. Когда и где он будет установлен? – Вопрос этот сейчас решается. Неоднократно мы обращались к властям с этим вопросом. Сейчас ведутся поиски скульптора. Хотелось бы всё сделать на благотворительной основе. Если найдётся вариант в пределах миллиона рублей, мы сможем эти деньги насобирать среди верующих. Рассматриваем вариант медного памятника. И ещё мы хотим изготовить барельефы святителям Герасиму, Питириму и Ионе, которые будут установлены в столице республики. Также мы добиваемся возвращения исторических названий улиц. У нас раньше были улицы – Троицкая, Святительская, Трёхсвятительская, Покровская и другие. Спроси сейчас сыктывкарца, где были эти улицы, – мало кто скажет. Можно бы эти названия поместить на таблички рядом с нынешними названиями, но и в этом нам не пошли навстречу. Теперь думаем установить памятные таблички на первых домах каждой из улиц, надеюсь, они-то никому не помешают. О юбилее – Владыка, епархия готовится к юбилею. Много ли сделано? Например, успеют ли восстановить крепостную стену вокруг Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря? – Так жёстко к юбилею мы это не привязываем, тем более стена довольно сильно разрушена, надо сначала раскрыть её основание. Сейчас восстановлением обители занимается Фонд Воздвижения креста, основанный при Кылтовском монастыре, – это в основном молодёжь, которая трудится на добровольной основе. У фонда есть сайт в Интернете, там все подробности. А возглавляет его раб Божий Владимир, очень хороший, честный парень. Они собирают деньги, которые идут на монастырские нужды и на реставрацию главного соборного храма. В главном храме раньше была тюрьма, где размещалось до тысячи человек. Там ещё осталось несколько перегородок из пятиэтажных нар. Я матушку Стефаниду прошу сохранить часть этих нар как музейный экспонат, в память о страдальцах. Люди жили в святой обители как в аду, в страшной теснотище, по пятеро спали друг над другом. Из храма сделали ад. Конечно, всякие там люди отбывали срок – и хорошие, и плохие. И бывает, что для одних людей соприкосновение со святыней – во осуждение, а другие очищаются. На всё воля Божия. – Какие мероприятия пройдут в рамках 15-летия епархии? – Основные мероприятия состоятся 6 октября, в день образования епархии, и на Николин день, 19 декабря, – в день моей хиротонии в епископы. До этого времени надо успеть расписать северную сторону Стефановского собора. На ней будут изображены все коми святые. Это будет огромная роспись длиной 20 метров и высотой 7 метров. Продолжат расписывать Стефановский собор болгарские художники. Они входят в организацию ЮНЕСКО, очень грамотные живописцы. Их приглашают в разные страны расписывать православные храмы. Я с ними познакомился, ещё будучи игуменом Ульяновского монастыря, когда был в составе коми делегации в Болгарии. Тогда же познакомился и с их Патриархом. С того времени они сотрудничают с нашей епархией, помогают нам. – Приедет ли Святейший Патриарх на празднование юбилея? – Вопрос о приезде Патриарха в нашу епархию стоит уже второй год, и возник он сразу после его избрания. Его Святейшество собирается приехать к нам в следующем году. Сейчас он посетил Карелию, побывал у наших соседей в Архангельской епархии. Будем надеяться, что дойдёт очередь и до нас, потому что наш народ он знает по прошлым приездам в сане митрополита, очень его любит и всегда говорит об этом. – Преосвященнейший Владыко, спасибо вам за интересный рассказ. – Благословение Божье да будет с вами. Беседовали Евгений СУВОРОВ, |