ЖИВОЕ СЛОВО


ЧТО В ДЕТСТВЕ ПРОСИМ, ТО ПОД СТАРОСТЬ БРОСИМ?

Часто можно услышать от верующих людей, что с годами они меняются не только к лучшему, но и к худшему. Легче раздражаются, реже радуются, дистанцируются от людей, молитва совсем не та, что прежде, человек уже не летит как на крыльях, а еле ползёт. Насколько это нормально, с христианской точки зрения? То есть это следствие возрастных изменений или неправильного устроения духовной жизни?

Протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск):

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться: а что такое норма? Мы одним и тем же словом называем иногда совершенно разные вещи. Норма – это и нечто типичное, часто встречающееся. Это и норма как образец, как должно быть.

Да, большинство людей с возрастом становятся тяжелы на подъём, но это не единственная перемена в них. Из положительных можно назвать такую – люди нередко становятся спокойнее, начинают лучше различать свои грехи. Святые отцы говорят: чем ближе к завершению земного пути, чем ближе к встрече с Богом, тем лучше человек видит своё падшее состояние.

Из отрицательных перемен можно назвать то, что по мере слабения тела, вследствие болезней у человека ослабевает воля, становится труднее сопротивляться греху, страстям и, вследствие этого, может произойти кризис веры. В Евангелии в притче о сеятеле мы читаем о зерне, которое сначала возросло, но, как стало припекать солнце, засохло. Сперва нам много даётся, Господь едва ли не на руках несёт новоначального. Потом поддерживает его всё умереннее. Наконец наступает время, когда человек должен научиться управлять своим телом, своими чувствами, своей жизнью, а не подчиняться им.

Царствие небесное нудится, и нужно постоянно принуждать себя двигаться вверх – в духовном, физическом смысле, во всех отношениях развиваться, и тогда будет радость. Ведь что такое радость? Это отклик на то, что душа взмывает ввысь.

Иеромонах Амвросий (Стрекачёв) (г. Сыктывкар):

– В духовной жизни есть свои законы, и зачастую они устойчивее законов физических. Чтобы без уклонений шествовать по пути спасения к Царству Небесному, желательно эти законы понимать. Милостью Божией нам оставлены писания святых отцов, из которых мы можем получать необходимые для спасения души знания. Для понимания вопроса, почему происходит упадок и оскудение духовности, мы должны знать, что «сему надлежит быть» и это неизбежно случается практически со всеми. Даже великие святые не избежали подобного. В чём тут дело?

Само призвание человека Богом и дарование ему веры есть действие чрезвычайно обильной призывающей благодати Духа Святого. Только так, только по Божиему изволению, наитием благодати Божией, у человека начинается реальная, а не вымышленная духовная жизнь. И именно благодаря действию этой призывающей благодати человек духовно укрепляется, становится ревностным в благочестии и всё духовное (молитва, пост, устранение от соблазнов и пр.) ему даётся легко, почти с удовольствием. Благодать Божия поддерживает человека подобно любящей матери, которая учит ходить своего ребёнка. Хотя ему в это время может казаться, что он уже кардинально изменился и самостоятельно стал таким ревностным и благочестивым. Здесь важно понимать, что всё это не наше, а Божие, этот недолгий период обязательно закончится и надо быть готовым к этому.

Затем благодать частично отходит, чтобы человек начал трудиться сам, ибо сказано в Священном Писании: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Но тем и дороже приобретённое трудом в это непростое время оскудения благодати.

Если христианин не унывал и трудился над собой, то к концу жизни Господь явственным образом дарует ему прежнюю благодать, увенчивая подвиг его жизни и уже здесь приуготовляя к вечному блаженству. Поэтому потрудимся с усердием, возлюбленные о Господе, возрастая в любви к Богу и ближнему!

Протоиерей Андрей Кононов (г. Вятка):

От верующих людей много чего интересного можно услышать! Возрастные изменения тут не при чём. У монахов-долгожителей с годами только прибывает мудрости и ясности сердечной! Так что, скорей всего, мы имеем дело с неправильно устроенной духовной жизнью, а ещё точней – с её почти полным отсутствием. Посудите сами: какая это духовная жизнь, если человек постится кое-как, с «послаблениями» («по немощи и по болезни», разумеется, а не самочинно), молиться в глубинах сердца не научился, за душевной жизнью своей не следит, «не трезвится», погружён с головой во все земные дела, чувства и мысли. Ну, ходит раз в неделю на литургию, на праздники, приобщается Таин Христовых постом, молится минут по 10-15 утром и «на сон грядущий», порой сдерживает (а порой нет) срамное слово, нищим медяки подаёт, говорит ближним, что он, дескать, самый-самый грешный, на исповеди по бумажке читает списки выписанных грехов из книжки – вот, собственно, и вся «духовная жизнь»…

А ведь как начиналось! Как Господь благодать Свою в начале вхождения в Церковь изрядно изливал, даром, «туне», без всякого подвоха, чтобы восприняли, почувствовали «жизнь, скачущую в жизнь вечную»… Задаток Господь давал. Всё со временем растеряли, крохи не оставили. Только душа помнит, печалится! К этому ещё присовокупляется и более глубокое постижение собственной души – начинает видеть человек, сколько в нём тщеславных помыслов, импульсов гордыни, жадных похотений, самолюбования, осуждения... А раньше не замечал. Думал, что «хороший да пригожий». Это тоже действие благодати – видение греха своего. Так что лучше тихонько ползти к вратам Царства Небесного, чем на крыльях со страшной скоростью мимо пролететь!

Владимир ГРИГОРЯН

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга