ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПАРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

«НЕ УЖАСАЙТЕСЬ!»

22 февраля (Мк. 13, 1-8).

Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это ещё не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней (5-8).


Те, кто более всех интересуется конечными судьбами человечества (хотя это похвально), подвергают себя опасности быть обманутыми. Мы должны обратить внимание на то, как Господь заповедует нам воспринимать апокалиптические события: «Берегитесь; не ходите вслед их; не ужасайтесь». Эти события придут. Но важно, что будет происходить в нас. Мы не обманываемся только тогда, когда смотрим на всё глазами Христа. Господь обещает нам, что мы никогда не будем оставлены в этих испытаниях одни.

Протоиерей Александр Шаргунов


Евангелие ясно указывает на то, что некогда материальному миру придёт конец. Не менее ясно говорят о Втором пришествии Христа апостолы. Конец света, которого некоторые христиане так боятся, будет не всемирной экологической катастрофой, а избавлением человечества от зла, страданий и смерти. Об этом и пишет апостол Павел: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся… Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: смерть будет поглощена победою» (1 Кор. 15, 51-54; Ис. 25, 8).

Игумен Иларион (Алфеев)

О НЕОТСТУПНОСТИ В МОЛИТВЕ

23 февраля (Лк. 18, 2-8).

В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова; и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: …Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их (2-7).


Вот ответ на то, почему молитвы наши часто не слышатся. Потому что воссылаем прошения наши к Богу не усердно, будто мимоходом, и притом так, что, помолившись однажды ныне, завтра ждём исполнения своей молитвы, не думая преутрудить себя в молитве. Вот и не слышится молитва наша, потому что сами не исполняем как следует положенного для молитвы закона уповательной и усердной неотступности.

Святитель Феофан Затворник


Это сравнение должно дать понять, какой должна быть наша молитва. Она должна быть настойчивой и постоянной. Ну а зачем надо положить столько усилий, чтобы Господь откликнулся на нашу просьбу? Ведь в Нагорной проповеди Господь сказал, что Бог знает, в чём мы имеем необходимость, ещё даже прежде того, как мы обратились к Нему. Усилие и настойчивость в молитве нужны не для Бога и не для того, чтобы через эти усилия мы, образно говоря, могли до Него докричаться. Эти усилия необходимы для человека, для его возрастания и для его совершенствования. В духовной жизни, может быть как нигде, необходимы терпение, настойчивость, выдержка и вера.

Протоиерей Александр Глебов


Речь идёт не о том, чтобы добиться любой ценой своего, с настойчивостью евангельской вдовы. Притча говорит об обратном. Если судья неправедный воздаёт по правде – той, которая непрестанно досаждает ему, – насколько больше Бог, любящий правду, услышит тех, кто обращается к Нему с искренностью и смирением. Бог пытается дать нам всё, что у Него есть, а не часть, которую, как нам кажется, мы справедливо просим.

Протоиерей Александр Шаргунов

Думается, одно из возможных объяснений промедления (хоть и не единственное) – в том, что Господь даёт нам время самим глубже осмыслить свою просьбу. Легко разок попросить у Бога чего-нибудь возвышенного, даже не догадываясь, что на самом деле, в глубине своего сердца, ты не хочешь того, о чём попросил.

В фильме Тарковского «Сталкер» есть характерный эпизод. Сюжет этого фильма строится вокруг комнаты, в которой исполняются заветные желания. Один человек, по прозвищу Дикобраз, вошёл в эту комнату. Он просил здоровья своему больному брату; его желание было красивым и благородным. Однако брат здоровья не получил, а сам Дикобраз, вернувшись домой, вдруг сказочно разбогател. Комната исполнила не поверхностное, а самое заветное желание, к которому стремилось всё его существо. И Дикобраз не выдержал такого открытия о себе – повесился.

Замедления в исполнении наших прошений помогают нам глубже понимать свои желания. Только долговременная, неотступная, изо дня в день возносимая просьба может претендовать на звание всецелого сердечного стремления. Только такая просьба может быть осмыслена на глубине.

Иеродиакон Савва (Гамалий)


ГОРДОСТЬ – ЗЛЕЙШИЙ ИЗ ГРЕХОВ

24 февраля (Лк. 18, 10-14).

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.


Человек некий пришёл в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и невзрачное, но по крайней мере внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться». И, недолго думая, выбрал второе дерево. Так и Бог из двух людей выберет для дома Своего не того, кто внешне выглядит праведным, но того, у кого сердце исполнено здравой правды Божией.

Святитель Николай Сербский (Велимирович)


Чем больше я живу, тем более убеждаюсь в правоте старого церковного учения о том, что всё зло началось с притязания на первенство, когда само небо раскололось от одной высокомерной усмешки. Гордый примеряет всё на свете к себе, а не к истине. Вы не горды, если хотите что-то хорошо сделать или даже хорошо выглядеть с общепринятой точки зрения. Гордый считает плохим всё, что ему не по вкусу.

Я бы прежде всего сказал моим слушателям, чтобы они не наслаждались собой. Люди способны к радости до тех пор, пока они воспринимают что-нибудь, кроме себя. Но стоит им решить, будто они сами выше всего, что может предложить им жизнь, всё разъедающая скука овладеет ими, разочарование их поглотит.

Гилберт Кийт Честертон


«БОДРСТВУЙТЕ!»

28 февраля (Мк. 13, 31 – 14, 2).

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (32-37).


Из этой внезапности будущего Своего Пришествия Господь Сам извлекает для нас, христиане, спасительное предостережение: «...бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Не увлекайтесь любопытством или легковерием, когда христиане, думающие знать более, чем дано от Христа, будут исчислять вам времена Царствия Его: «не ваше дело знать времена или сроки», старайтесь лучше познать грехи свои, исчислять падения и находить им пределы в покаянии.

Филарет, митрополит Московский


Внимайте, веруйте, живите по слову Моему – говорит Господь. Пророчества совершаются над миром и над народами. Погиб в потопе водном первый мир, утонув ранее в нечестии своём, изгнав из жизни своей Бога. Копит и собирает горящие угли зла второй мир, уже заготовив впрок такое количество огня, что, самовоспламенившись, этот огонь способен пожрать вселенную и всё зло в ней. И предчувствие, что мы – современники последних времён, носится в воздухе.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)