ПРАВОСЛАВИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

ЧТО ОТВЕТИТЬ РЕБЁНКУ?

Ежегодно в 4-й четверти учителя и родители принимают решение, что будут изучать дети: основы православной культуры, светскую этику? Или ничего?

Прозвенел звонок, возвестив ученикам четвёртого класса об окончании урока. Дети не спешат бежать по своим делам: несколько мальчишек и девчонок сразу подходят к учительнице и начинают задавать вопросы, другие ребята задумчиво собирают школьные принадлежности и потом тоже присоединяются к обступившим преподавателя одноклассникам. Каждому есть что спросить по теме сегодняшнего урока:

– А куда надо идти, чтобы записаться в воскресную школу?

– А какую молитву надо читать, когда ставишь свечку за здоровье мамы и папы?

– А что сейчас происходит на той земле, где жил Христос?

Один мальчик, дождавшись, когда все выйдут из класса, теперь горячится:

– Вот вы говорите: молитва за обидчика... А они мне петарды под ноги бросали, обзывали последними словами. Что же мне, ещё и молиться за них?!

Учительнице, православной женщине, несложно ответить на большинство вопросов, но последний мальчишка заставляет её задуматься: надо бы сказать «да», но достаточно ли этого ребёнку? Для правильного объяснения ей необходимо самой обратиться за помощью. Но к кому? И с чего начать, отвечая на вопросы детей?

*    *    *

Вот уже второй год учащиеся российских школ изучают новый предмет – основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Государство внедрило этот предмет в учебный план 4 класса для того, чтобы воспитывать ребёнка с учётом культурных особенностей его семьи.

ОРКСЭ включает в себя шесть модулей: кроме основ православной культуры, подобные дисциплины по исламу, буддизму, иудаизму, можно изучать всего помаленьку в курсе «Основы мировых религиозных культур». Наконец, есть и основы светской этики. Предполагается, что ученики изучают то направление, которое выбрала школа по согласованию с родителями.

Напомню, сначала в качестве нового обязательного предмета, направленного на духовно-нравственное образование, предполагалось ввести основы православной культуры. Но нашлись силы, воспротивившиеся этому. 3/4 россиян причисляют себя к православным христианам, но возмущались как раз больше не иноверцы, а русскоязычные активисты. Давление этих враждебных православию сил было таково, что Патриарх в качестве компромисса предложил разработать курс «Основы светской этики», схожий по тематике с обществоведением. И вот что имеем: сейчас в большинстве русских школ ОРКСЭ чаще представлены именно этим курсом. Борцы с православием добились своего, пусть и отчасти только: их задача – полная отмена изучения в школе основ православия. И свою цель добиться этого они не оставляют. Буквально на днях депутат Госдумы от «Справедливой России» Виктор Шудегов предложил ликвидировать этот предмет в школах. Способ избрал весьма лукавый: внести изменения в закон об образовании, по которому можно было бы лишить этот предмет финансирования, сделав его платным для родителей. Ясно, что это экзотическое предложение – пробный шар: как-то на такое предложение отреагирует общественность: проглотит или возмутится?

*    *    *

Нина Михайловна Мищенко из Сыктывкара – методист Центра воспитания Коми республиканского института развития образования. С ней мы поговорили о предмете ОРКСЭ. Однако разговор пришлось вести в большей степени об основах светской этики, так как это направление изучают более 80 процентов четвероклассников Коми, что в два раза больше, чем среднем по России. Выбор основ православной культуры в школах Коми отстаёт от среднероссийского уровня в четыре раза и составляет около 8 процентов. Но, как православный человек, Нина Михайловна делает всё возможное, чтобы передать учителям подлинное представление о духовности, нравственности и патриотизме, которому те, в свою очередь, будут учить школьников.

По мнению Нины Михайловны, в предметах ОРКСЭ должен быть приоритет воспитания над образованием.

– Некоторые даже не представляют, что такое духовно-нравственное воспитание. Под духовностью многие подразумевают совершенно разные вещи. Кто-то вообще говорит, что духовность не связана с религией... Доходит до того, что в первом классе изучают права ребёнка. Зачем это первокласснику? – сетует специалист.

Но раз уж школьники вынуждены осваивать светскую модель предмета, отдел по подготовке учителей принял на вооружение удачный опыт вологодских педагогов. Почти 20 лет назад профессор Вологодского университета Александр Васильевич Камкин начал разрабатывать учебно-воспитательную программу по русской культуре, которая позже оформилась в курс «Истоки» и образовательное направление «Истоковедение» для 1–11 классов. Духовно-нравственные ценности здесь раскрываются через мир отечественной культуры – об этом «Вера» не раз рассказывала. То есть формально предмет светский, но содержание его, благодаря бесценным духовным богатствам русской культуры, глубоко христианское. «Истоки» не были обязательным школьным предметом, но стали пользоваться популярностью во многих школах даже далеко за пределами Вологодчины. В самой же области многолетний опыт «Истоковедения» привёл к тому, что при введении ОРКСЭ выбор основ православной культуры составил 85 процентов.

– В это направление в нашем регионе мы ввели свою специфику, – продолжает Нина Михайловна, – изучение коми культуры в диалоге с русской. Национальный компонент у нас хорошо разработан, поэтому мы хотим создать свои учебные пособия – правда, пока для начальных классов. Если выполним эту задачу, то окажем большую помощь педагогам. А пока же благодаря специалистам-энтузиастам нам удалось открыть собственный ресурсный центр при гимназии № 3 города Инты. Туда я стараюсь группами возить учителей со всей республики. Они перенимают технологии, методику, а главное – начинают понимать, что такое настоящее духовно-нравственное образование – всё, что нужно для качественного преподавания ОРКСЭ. Но главное – дети гимназии № 3, они другие! Педагоги видят результат, и он становится для них главным аргументом. И вот что я замечаю: поехала на обучение группа педагогов из 27-й школы Сыктывкара, и школа стала с интересом в этом направлении работать – стоило только показать то, что получится в итоге.

Урок по любому из направлений ОРКСЭ – это разговор о поведении человека, об отношениях его с другими людьми. То есть нагрузка должна быть не столько на ум ребёнка, сколько на душу. Но учительские стереотипы очень трудно переломить.

– Вот сидишь на уроке, слушаешь… О чём только не рассуждают: о морали, об этике... А зачем это ребёнку? Ему нужен разговор о том, что с ним происходит, как себя вести в той или иной ситуации. Работать с душой ребёнка, к сожалению, многие уже разучились, – говорит Нина Михайловна и приводит в пример советских педагогов. – Они знали, что хорошо, а что плохо. Через мораль, заложенную в государственной идеологии, православная традиция в какой-то степени всё же была сохранена. А сейчас посмотрите, что...

Сама Нина Михайловна справедливо выделяет две этические системы, сложившиеся в нашем государстве: традиционную и западную, появившуюся в начале 1990-х, когда Россия вошла в европейское пространство.

– Внедрение западной культуры привело к тому, что этически стало очень трудно ориентироваться. Учителю же очень важно отличать американскую, прагматическую модель этики от русской, основанной на православных ценностях, и уметь показать детям ту и другую. В этом сложность предмета «Основы светской этики». Очень часто учитель говорит детям о том, что он в себе несёт, но жизненный опыт не должен быть предметом изучения на уроке, – рассуждает моя собеседница.

В сложившейся ситуации, когда учителям Коми приходится в основном преподавать светскую этику, она выступает за интеграцию этики с православной культурой: в этом случае, по её словам, светская этика объяснит детям, КАК правильно себя вести, а через элементы православной культуры дети поймут, ПОЧЕМУ надо вести себя именно так.

*    *    *

Как будто подхватив за Ниной Михайловной, эту мысль продолжает Надежда Васильевна Демидова – православный миссионер, учитель основ православной культуры школы № 42 города Кирова.

– Ребятам раньше говорили: «Надо вести себя хорошо», вот и всё воспитание. А почему? Непонятно. Теперь же на уроках православной культуры дети сталкиваются с новым для них понятием греха и начинают понимать, что существует ответственность за поступки, – говорит Надежда Васильевна. – И если преподавание ведётся правильно, то ребёнок приобретает новую мировоззренческую установку, получая представление о смысле жизни, о смысле смерти. Воспитать любовь к миру мы, педагоги, не сможем, для этого нужен Бог, но ребёнок будет с уважением относиться и к вере, и к окружающим людям – а это уже немало.

С Надеждой Васильевной мы встретились на Рождественских чтениях в Москве во время награждения победителей Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Ей присудили 3-е место за издательский проект, состоящий из трёх книг: «Старая Вятка», «Рассказы о вятских святых» и «Про Святителя Николая, его икону многочудесную и Великорецкое село». Эти книжки, адресованные вятским школьникам, на самом деле немалую пользу принесут и родителям, большинство из которых вряд ли знакомы с духовной историей края.

Культурологический подход в преподавании нового предмета выбран неслучайно, считает Надежда Васильевна. Он включает духовно-нравственное направление, поэтому даже дети из нерелигиозных семей свободно постигают основы православия. Родители видят пользу этого предмета, потому что он учит любви и добру.

– Предположим, идёт урок на тему «Библейские заповеди». С ребятами мы беседуем о пятой: «Почитай отца своего и мать свою…». Я говорю: «Вы и так знаете, что надо уважать родителей, но теперь посмотрите на эту фотографию, где изображён младенец в доме малютки. Давайте порассуждаем, что ждёт этого ребёнка?» Дети начинают сами понимать, что осиротевший младенец не получит заботы и внимания, если не найдутся добрые люди. И что мать и отец – это очень важно! Мир изначально был так устроен: сперва они помогают ребёнку, потом – ребёнок им. Этакий круговорот любви. Так в ходе беседы мы приходим к выводу, что родителей надо благодарить.

– Бывает, дети не готовы проявить инициативу, – продолжает педагог, – поэтому я даю им домашнее задание: «Скажите сегодня родителям “спасибо” за то, что они у вас есть». И в начале следующего урока спрашиваю, у кого получилось. Руки поднимают большинство. «А что было, когда вы сказали маме и папе “спасибо”?» И часто слышу в ответ: «Мама плакала, я тоже плакал». В школу благодаря новой дисциплине возвращается утерянный когда-то, но такой необходимый компонент – воспитание.

*    *    *

В школе села Визинга выбран модуль по светской этике, но в некоторых начальных и средних классах ведутся факультативные занятия по основам православной культуры. Инициатором введения дополнительного предмета стала учитель русского языка и литературы Нина Васильевна Канова. Интересно, что сама она стала православной христианкой благодаря русской литературе.

– Я была активной пионеркой, затем комсомолкой и даже секретарём комсомольской организации. Лет в 30 уже, будучи педагогом, задумалась: почему писатели, умнейшие люди, верили в Бога, а я, серая мышь по сравнению с ними, не верю? Стала изучать, насколько они были религиозны. Пушкин, Лермонтов, Достоевский – в XIX веке неверующих писателей и не было почти! А примеры жизни и творчества писателей XX века приводит к страшным выводам: талантливые, но отошедшие от Бога люди сходили с ума, стрелялись. Тогда же с ужасом узнала, что в 1915 году в писательской среде был объявлен конкурс на лучшее произведение о сатане, а Блок там был одним из членов жюри... Так русская литература убедила меня в истинности веры моих бабушек. Вскоре начала ездить на службы в село Иб, где тогда находился ближайший к нам действующий храм. А с открытием храма в Визинге стала его постоянной прихожанкой, – рассказала о себе Нина Васильевна.

Шесть лет назад она взялась за идею ввести в школе ОПК. Учительница ходила на родительские собрания со своим предложением, и в некоторых классах большинство родителей эту идею поддержали – написали заявления о согласии преподавать их детям уроки православной культуры. Администрация школы со скрипом согласилась.

А потом Нина Васильевна ездила в Сергиев Посад на курсы для преподавателей ОПК. За свой счёт купила учебный и методический материал, составила программу: во втором и третьем классах ребята знакомятся с жизнью, смертью и воскресением Господа Иисуса Христа; в 4 и 5 классах знакомятся с христианской культурой; в 6-м и 7-м проходят более сложные темы, где разъясняются притчи, христианские символы и молитвы.

– Вы знаете, вначале я испытывала некоторые опасения: как воспримут, будут ли слушать? Но показательно, что за все эти годы у меня не было ни одного срыва уроков или чтобы я не была удовлетворена реакцией детей. Они очень внимательно слушают. А сколько вопросов задают! Я веду урок 30 минут, затем 5 минут мы рисуем, остальные 10 минут отвечаю на вопросы детей, причём не только по материалу, но и обо всём, что их беспокоит. Был даже такой случай. Идёт урок на тему сотворения мира. Рассказала детям о бесценности нашей жизни на земле, вдруг девочка-третьеклассница расплакалась. После уроков наедине она призналась, что давно таит мысль покончить с собой. Хотя сама из благополучной семьи. Я обратилась к классной руководительнице. С тех пор мы старались уделять девочке больше внимания, подбадривать. Теперь она в восьмом классе учится, жизнерадостная, хорошая девочка.

По школьным делам Нина Васильевна всегда советуется с местным батюшкой, отцом Владимиром Коневым. Два раза уроки проходили в храме. Стараниями учителя и с помощью отца Владимира удалось свозить их в Ульяновский мужской и Кылтовский женский монастыри.

Светскую этику Нина Васильевна не признаёт. Так и заявила: «Я категорически против этого предмета!» Она считает, что воспитательное содержание курса очень поверхностное. И даже то, что некоторые учебники составлены на основе давно существующих «Истоков», не помогает. «В вопросах воспитания надо подниматься от корней, а не идти от стволов», – говорит педагог. Поэтому и взялась она в дополнение к литературе и русскому языку преподавать основы православной культуры. Настоящий миссионер Нина Васильевна, в стране таких немного.

*    *    *

А вот её вятскую коллегу выбор многими родителями не ОПК, а светской этики даже радует. И как раз потому, считает она, что без хорошего преподавателя лучше вообще не говорить детям о православии.

– Встречаются учителя, совершенно не знающие православия, но они преподают ОПК, потому что предмет выбран школой. Чему такой преподаватель может научить? Урок православной культуры будет попросту фантазией светской дамы. В этом случае лучше, если душа ребёнка останется до поры в неведении, но не получит неверного представления о православной культуре от несведущего человека, – говорит Надежда Васильевна. – По светской этике тоже мало хороших преподавателей, но здесь учителей спасает советская детская литература, которая, если копнуть глубже, по сути своей – христианская. Там нет ни слова о Боге, но она пропитана христианскими ценностями. От малознающих учителей светской этики мы в этом плане получим меньше вреда.

В Кировской области основы православной культуры в курсе ОРКСЭ изучает около трети учащихся четвёртых классов, в Коми – меньше одной десятой. Нина Михайловна Мищенко по долгу своей работы проводила мониторинг преподавания курса ОРКСЭ, который подтвердил, что чиновники от образования давят на учителей и родителей при выборе модуля. Директора не всегда готовы грамотно представитьродителям информацию об ОРКСЭ. Свои «три копейки» в критике преподавания православной культуры норовят вставить и представители СМИ, пытаясь показать себя борцами за толерантность.

Интересно, на чём же основаны мораль и нравственность чиновников, противящихся внедрению основ православной культуры или хотя бы основ мировых религиозных культур в школах? Знакомы ли они с этими предметами, понимают ли, где корни любого правильного воспитания?

– Муниципальных чиновников, не только понимающих значение нашей традиционной культуры для нравственного воспитания молодёжи, но и содействующих её выбору, – единицы. Но есть и обратные, редкие, примеры. Недавно по показателям востребованности ОПК вырвался вперёд Усть-Куломский район, потому что нам навстречу пошёл молодой руководитель администрации Дмитрий Александрович Шатохин. Когда мы приехали на заседание «круглого стола», он всех посадил и сказал: «Слушайте и записывайте». И конспектировали, – рассказывает Нина Михайловна.

Кстати, именно благоразумие региональной власти в своё время стало образцом для всей России. Надежда Васильевна Давыдова, с которой как раз и произошёл случай, описанный в начале статьи, вспоминает, с чего начинался предмет ОПК:

– Программа изучения православной культуры была разработана в Курске профессором Владимиром Михайловичем Меньшиковым. А в 1996 году губернатор Курской области Александр Руцкой ввёл в области обязательное преподавание этого предмета. Началась совместная работа руководства области, образовательного комитета, педагогического университета, епархии. И вот уже почти 20 лет курские школьники воспитываются в православии. Как следствие, на сегодняшний день там практически исчезла детская преступность. Больше в стране такого нигде нет, это уникальная ситуация, к которой надо стремиться.

Надежда Васильевна не стала раскрывать, что же она ответила мальчишке, удивившемуся «молитве за обидчика».

– Подобные моменты, пожалуй, самые сложные в работе, потому что это уже не разговор уровня педагога-культуролога. Вот уж когда понимаешь, что на твоём месте должен стоять священник. Сложность в том, что отправить ученика к священнику я не имею права – мы в школе ограничены рамками закона и не должны его нарушать, ведь последствия могут быть разные. В подобном случае могут помочь не знания или опыт, а только обращение к Богу, моя личная молитва. И я прошу: «Господи, дай мне сказать ребёнку то, что помогло бы ему принять верное решение».

Константин МАЙБУРОВ